Минфин России продолжает выпускать письма, разъясняющие порядок налогового учета доходов и расходов компаний в связи утратой лизингового имущества. На этот раз в письме от 19.01.2012 № 03-03-06/1/21 финансисты рассказали о налоговых последствиях для лизингодателя, перечислившего страховое возмещение лизингополучателю.
В комментируемом письме Минфин России рассмотрел такую ситуацию. Компания-лизингодатель по договору страхования является выгодоприобретателем при наступлении страхового случая, повлекшего утрату (угон, хищение) или конструктивную гибель лизингового имущества. В договоре лизинга содержится условие: в случае утраты имущества и расторжения в связи с этим договора лизингодатель обязан выплатить лизингополучателю разницу между суммой полученного страхового возмещения и суммой невыплаченных лизинговых платежей. Факт расторжения договора лизинга и обязанность лизингодателя перечислить лизингополучателю сумму, определенную согласно закрепленному в договоре условию, предусматриваются в дополнительном соглашении к договору лизинга. По мнению компании, эта сумма должна быть отнесена к налоговым расходам лизингодателя, поскольку такие затраты документально подтверждены, экономически обоснованны и отвечают критериям, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Минфин России поддержал позицию налогоплательщика. Чиновники напомнили, что лизинговое имущество может быть застраховано от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения с момента поставки продавцом и до момента окончания срока действия договора лизинга, если иное не предусмотрено договором. Стороны, выступающие в качестве страхователя и выгодоприобретателя, а также период страхования предмета лизинга определяются договором. Об этом говорится в п. 1 ст. 21 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
Суммы страхового возмещения, полученные лизингодателем либо лизингополучателем по договору добровольного имущественного страхования при наступлении страхового случая, в ст. 251 НК РФ не упомянуты. Значит, они включаются в полном объеме в состав доходов лизингодателя, а при перечислении этой суммы лизингополучателю доход возникает и у последнего. Такие разъяснения приведены и в письме Минфина России от 02.04.2010 № 03-03-06/1/228.
При утрате предмета лизинга лизингодатель учитывает остаточную стоимость имущества во внереализационных расходах в соответствии с подп. 5 или подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ (в зависимости от причины, по которой утрачено имущество).
Сумму, рассчитанную как разница между полученным лизингодателем страховым возмещением и невыплаченными платежами по договору лизинга и перечисленную лизингополучателю, по мнению финансового ведомства, можно учесть в налоговых расходах при наличии необходимых документов. В данной ситуации это могут быть договор лизинга, дополнительное соглашение к нему и документы, подтверждающие перечисление лизингополучателю денежных средств.