Недавно в информационных базах появилось Письмо ФНС РФ от 25.07.2005 № 10-1-13/3367, в котором заместитель руководителя ФНС РФ М. Мокрецов высказал категорическое несогласие с позицией Минфина РФ в том, что указание неверного кода бюджетной классификации в платежном поручении на перечисление налогов будет иметь для налогоплательщика негативные последствия. Причем аргументировано это тем, что в Минфине РФ, дескать, не умеют читать НК РФ, поэтому позиция финансистов противоречит налоговому законодательству.
Напомним, что Минфин РФ в своем Письме от 01.03.2005 № 03-02-07/1-54 сообщил, что, если налогоплательщик обнаружит неправильно указанный им КБК, он может заявить в налоговую инспекцию об уточнении кода бюджетной классификации. При устранении ошибки оснований для начисления пеней не возникает.
Именно указание на отсутствие оснований для начисления пеней и вызвало столь бурное несогласие налоговиков. «Как же так!» — воскликнули они. Ведь в соответствии сост. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента уплаты соответствующего налога либо с момента принятия налоговым органом решения о зачете. Если налогоплательщик в платежном документе указал КБК другого налога, то по одному налогу возникает переплата, а по другому недоимка.
По мнению налоговиков, положения НК РФ не предусматривают освобождение от начисления пеней по одному налогу при наличии переплаты по другому даже при условии, что оба налога зачисляются в один и тот же бюджет.
Последний аргумент в защиту своей позиции ФНСРФ привела вообще замечательный. По словам налоговиков, такой порядок начисления пеней ФНС РФ сама утвердила для себя своим Приказом от 12.05.2005 № ШС-3-10/201.Что же теперь, из-за финансистов свой собственный Приказ что ли переделывать? Нет, лучше бороться!
В пылу борьбы налоговики как-то не обратили внимания на п. 5 ст. 78 НК РФ, согласно которому по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
В соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределением между бюджетами РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 16.12.2004 № 116н (далее — Порядок), налоговый орган при взаимодействии с Федеральным казначейством имеет возможность самостоятельно распределить перечисленный платеж.
«Забыли» налоговики и о своих многочисленных неудачных попытках взыскать пени с налогоплательщиков, указавших неправильный КБК.
!Арбитражные суды единодушно решили, что если в результате неправильного указания КБК налог все же поступил в соответствующий бюджет, то это не приводит к возникновению задолженности перед ним. Следовательно, привлекать налогоплательщика к налоговой ответственности за такое нарушение нет оснований. Да и пени брать не за что (постановления ФАС Московского округа от 29.12.2004№ КА-А41/12412-04, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.01.2005 № Ф04-9576/2004 (7801-А75-15), ФАС Дальневосточного округа от 02.08.2004 № Ф03-А16/04-2/1876, ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.05.2004 № А19-16506/03-45-Ф02-1689/04-С1, ФАС Волго-Вятского округа от 11.10.2004 № А29-3464/2004а, ФАС Поволжского округа от 09.10.2003 № А06-13874-21/03, ФАС Уральского округа от 15.06.2004 № Ф09-2375/04-АК, ФАС Северо-Кавказского округа от 07.10.2004 № Ф08-4717/2004-1785А,ФАС Северо-Западного округа от 17.11.2004№ А13-4478/04-21).
!Таким образом, налоговики считают, что не только Минфин РФ, но и судьи всех федеральных арбитражных судов понимают НК РФ неправильно.
В завершение хочется обратить внимание на то, что с 01.01.2005 поступления, по которым указан несуществующий КБК или при его отсутствии, зачисляются Федеральным казначейством по КБК «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет» (п. 9, 10 Порядка, утвержденного Приказом Минфина РФ от 16.12.2004 № 116н).
Если при этом указаны ИНН и КПП получателя поступлений, то они должны учитываться по КБК «Невыясненные суммы, зачисляемые в местные бюджеты» или «Невыясненные суммы, зачисляемые в бюджет субъекта Российской Федерации» (п. 12 Порядка).
Таким образом, неверно указанный в расчетном документе КБК не является препятствием для Федерального казначейства, чтобы зачислить платеж в нужный бюджет. А уж жернова бюджета перемелют любые суммы, даже с неверными кодами бюджетной классификации. Было бы что молоть.
Кстати, налоговики сообщили, что они даже направили письмо в Минфин РФ, в котором говорится, что тот издает письма, противоречащие налоговому законодательству. Хотелось бы узнать, как отреагирует Минфин РФ на столь серьезные обвинения о некомпетентности в свой адрес?