Судя по арбитражной практике, в некоторых налоговых инспекциях сложилась печальная тенденция, которая заключается в том, чтобы всеми правдами и неправдами не отдавать налогоплательщикам излишне уплаченные ими деньги. Порою этим налоговики оказывают бюджету медвежью услугу. Ведь зачастую на основании решения арбитражного суда налогоплательщику из бюджета приходится возвращать не только сумму переплаты, но и проценты.
На чем можно заработать предпринимателю?
Предприниматель, ведущий деятельность в Московской области, в течение 2001—2002 гг. исчислял и уплачивал в бюджет налог с продаж, а 12.03.2004 обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога. Однако инспекция возвращать налог отказалась, заявив, что налог с продаж предприниматель брал с покупателей, следовательно, он уплачивал в бюджет не свои деньги.
Однако арбитражный суд принял решение о возврате предпринимателю из бюджета 216 159 руб. и процентов за нарушение срока возврата налога за период просрочки в сумме 840 руб.
Суд применил ст. 9 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», согласно которой в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
ФАС оставил данное решение без изменения.
(Постановление ФАС Московского округа от 25.01.2005 № КА-А41/13295-04)
Больше самостоятельности!
На момент представления уточненной налоговой декларации у ООО числилась переплата по НДС, превышающая дополнительно начисленный налог и пени.
В соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть или возвращена, или направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, на уплату пеней, если она перечисляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Налоговая инспекция сделать это отказалась, заявив, что переплата у общества сложилась по налогу, а не по пеням, а заявление о зачете переплаты по НДС в счет образовавшейся задолженности по пеням до представления уточненной декларации по НДС не представлялось, поэтому необходимо привлечь ООО к налоговой ответственности. Однако арбитражный суд в иске о взыскании штрафа с общества отказал, решив, что инспекция должна была зачесть переплату самостоятельно.
ФАС данное решение оставил в силе, указав, что при наличии переплаты по налогу задолженности перед бюджетом не возникает.
(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.12.2004 № А19-16773/04-30-Ф02-5359/04-С1)
Искали слишком долго
Открытое акционерное общество 24.10.2003 обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм налога на прибыль за 1999 год, но получило отказ.
Арбитражный суд решение инспекции признал незаконным. Рассматривая ее кассационную жалобу, ФАС установил, что зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью возврата этих сумм.
Учитывая, что право налоговых органов на проведение налоговой проверки ограничено тремя годами (не считая года ее проведения), к требованиям налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и их возврате должен применяться единый правовой режим.
Налог на прибыль за 1999 год был уплачен обществом 21.03.2000 и 03.08.2000. С заявлением о зачете излишне уплаченных сумм общество обратилось в налоговую инспекцию 24.10.2003, следовательно, три года уже прошло.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для признания незаконным решения налоговой инспекции об отказе в зачете излишне уплаченных сумм налога.
Решение суда первой инстанции отменено и вынесено новое решение, признающее отказ инспекции в зачете уплаченных сумм налога обоснованным.
(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.11.2004 № А58-107/04-Ф02-4466/04-С1)
Как вернуть штраф
Общество обнаружило, что переплатило в бюджет штраф. Тогда оно обратилось в налоговую инспекцию с просьбой зачесть переплаченную сумму в счет уплаты налогов или вернуть деньги. Инспекция сделать это отказалась, ссылаясь на то, что в ст. 78 НК РФ речь идет лишь о возврате или зачете излишне уплаченных налогов и пеней, а не штрафов. Кроме того, такой зачет запрещен Приказом МНС РФ от 19.11.2003 № БГ-3-29/635@.
В этой ситуации ООО было вынуждено обратиться в арбитражный суд.
Он решил, что у инспекции отсутствовали законные основания для отказа в возврате налогоплательщику штрафа. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
В подпункте 5 п. 1 ст. 32 НК РФ установлена корреспондирующая данному праву налогоплательщика обязанность налоговых органов это делать.
Налоговая инспекция подала в кассационную инстанцию жалобу, ссылаясь на то, что она действовала в соответствии с Приказом МНС РФ. Однако ФАС указал, что данный Приказ нормативным правовым актом не является.
Жалоба налоговой инспекции была оставлена без удовлетворения.
(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.02.2005 № А29-5391/2004а)
Взносы — пенсионные, а отношения — налоговые
У предпринимателя образовалась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Он обратился в налоговую инспекцию с заявлением об их возврате. Последняя отказалась это сделать, ссылаясь на отсутствие полномочий. Тогда предприниматель обратился в местное управление ПФР. Там сообщили, что возвращать деньги должна налоговая инспекция.
Предприниматель подал заявление в арбитражный суд.
Суд установил, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» уплата платежей в ПФР регулируется законодательством России о налогах и сборах. При этом контроль за их уплатой осуществляется налоговым органом в порядке, регулирующем деятельность налоговых органов (п. 1 ст. 25).
Согласно п. 1 ст. 13 Закона ПФР имеет право возвращать деньги лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Следовательно, к порядку возврата страховых взносов применяются положения главы 12 НК РФ.
Суд обязал налоговую инспекцию вернуть предпринимателю излишне уплаченные деньги.
ФАС оставил данное решение в силе.
(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.01.2005 № А29-2897/2004а)
Когда включается счетчик
Общество представило в налоговую инспекцию документы на возврат НДС, уплаченного поставщикам экспортированных товаров. Инспекция ему в этом отказала. Арбитражный суд данное решение признал недействительным. Однако и после этого НДС обществу не был возмещен.
ООО вновь обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с налоговой инспекции процентов за просрочку возврата налога, который и этот иск удовлетворил, рассчитав день, с которого начали начисляться проценты, следующим образом: три месяца со дня подачи документов плюс восемь дней для получения казначейством решения инспекции о возврате НДС плюс две недели для перечисления налога на счет общества.
Налоговая инспекция этот расчет обжаловала, попросив считать пени со дня вступления в силу решения ранее состоявшегося суда, когда был признан недействительным ее отказ в возмещении НДС.
ФАС иск инспекции удовлетворил и уменьшил размер пеней в 2,5 раза. Тогда ООО обратилось с жалобой в Президиум ВАС РФ.
Судьи решили, что поскольку возврат НДС был произведен с нарушением сроков, указанных в п. 4 ст. 176 НКРФ, то именно с окончания этого срока и следует считать просрочку.
Решение ФАС было отменено, а суда первой инстанции— оставлено в силе.
(Постановление Президиума ВАС РФ от 21.12.2004№ 10848/04)