Отечественный рынок персональных навигационных устройств продолжает активно развиваться в соответствии с мировыми трендами. Навигаторы из категории экзотических товаров стали постоянными спутниками человека. Отрадно, что на российском рынке этих устройств в лидеры выходят отечественные производители.
Согласно результатам исследований, проведенных аналитической группой SmartMarketing, в 1-м полугодии 2011 г. в России было продано 600 000 навигационных устройств. В то же время за аналогичный период 2010 г. торговые сети реализовали 470 000 девайсов.
Россияне начинают и выигрывают
В последние два года навигаторы прочно вошли в жизнь автомобилистов страны. На рынке произошли коренные изменения. Если еще полтора года назад иностранные компании считались безусловными фаворитами, а российские производители — аутсайдерами рынка, то сегодня ситуация иная. Заметно потеснились позиции на рынке лидера прошлых сезонов — компании Garmin. Известнейший бренд «сжался» до четвертого места с первого двумя годами ранее. Сейчас его доля — 7,7% против 23,1% в 2009 г.
Не лучше в 2011 г. обстояли дела и у других международных брендов — Mio и Navigon. В 2009 г. Mio занимал третье место на отечественном рынке — 8,3% всех продаж. В настоящий момент компания покинула даже десятку лидеров.
Популярный европейский бренд Navigon в 2010 г. пытался выйти на отечественный рынок персональных навигаторов, но не добился желаемых результатов.
По мнению аналитиков рынка, причина происходящего — в отставании зарубежных брендов от устройств, производимых российскими компаниями, по характеристикам и качеству картографии.
Например, российский продукт Shturmann в конце 2010 г. по итогам независимых тестов, проведенных в условиях реальных московских пробок порталом GPS — Club.ru, среди остальных коммерческих решений был признан лучшим. Экипаж, снабженный навигатором Shturmann, объехал городские пробки быстрее других соперников и финишировал. Это объяснятся тем, что российская компания «Контент мастер», выпускающая навигаторы с 2008 г., использует новую навигационную систему собственной разработки с картами Navteq, которая зачастую превосходит популярные на рынке системы, например известный «Навител Навигатор».
Другая отечественная компания Lexand, занимавшая в 2010 г. восьмую строчку в списке популярности, в 1-м полугодии 2011 г. расположилась на пятой.
Кроме того, российские производители в кризисное время вели агрессивную ценовую политику, что не могло не сказаться на уровне продаж устройств.
Сейчас на рынке навигаторов главную роль играют локальные мультипродуктовые бренды, выпускающие не только навигаторы, но и другую цифровую технику — плееры, телефоны и т.д.
Эти компании смогли подстроить работу под специфические условия российского бизнеса, что прежде всего касается проведения ценовой политики и постоянной работы с бренд-маркетингом.
Независимо от государственной принадлежности представленных на рынке компаний прогноз развития данного сектора экономики вполне обнадеживающий. Аналитики компании IE Market Research Corporation считают, что будущее рынка за многофункциональными устройствами, обладающими не только навигационными, но и развлекательными и коммуникационными свойствами.
«Основным благоприятным фактором для роста оборотов стал не столько общий уровень понижения розничных цен на персональные автомобильные навигаторы, сколько технологический прогресс, позволивший создавать компактные и недорогие аппараты, — считает аналитик CrossMedia Павел Голачев. — Это существенно расширило возможности GPS-помощников, частично придавая им функции мультимедийных аудиовидеоплееров. Также за прошедший год значительно увеличился сегмент моделей с Bluetooth- и GPRS-модулями».
По данным исследования, проведенного компанией ABI Research, к 2013 г. 34% всех поставляемых автомобильных навигационных устройств будут оснащены Wi-Fi, RDS-TMC, Bluetooth и другими модулями, обеспечивающими двустороннюю связь.
ГЛОНАСС и GPS — близнецы-братья
2011 г. ознаменовался появлением на рынке персональных автомобильных навигаторов, работающих с поддержкой сразу двух систем — российской ГЛОНАСС и американской GPS. По мнению аналитиков, именно возможность работать сразу с двумя системами — один из ключевых факторов покупки устройства. У двусистемных навигационных приборов есть все возможности стать стандартными для российской действительности, ведь именно на этом настаивают власти.
Основное преимущество использования в устройстве обеих навигационных систем — более точное позиционирование и надежность — двойная гарантия позиционирования при плохом приеме сигналов спутников одной из систем. На широте Питера и севернее двойная подстраховка актуальна. Чем искомая широта севернее, тем сигналы GPS слабее, что обусловлено спецификой их орбиты. В северных широтах сигналы ГЛОНАСС принимаются лучше, чем GPS, из-за «высоты» полета.
Модели с двойной навигационной системой наиболее ярко проявят себя вдали от больших городов. Если водителя занесет в Сахару, то на помощь придет GPS, а если он решит попить чайку с оленеводами Ямала, на выручку поспешит отечественная система ГЛОНАСС. Главное, чтобы бензин не закончился.
Уже сегодня можно приобрести навигаторы с двумя операционными системами — модели Explay 410 и Lexand SG-555. Но появление аналогичной продукции в большом количестве не за горами. Ведь абсолютное большинство навигаторов, продаваемых в России под марками локальных брендов, производится в Китае на общедоступных заводах. В ближайшее время конкуренты Explay или Lexand, будь то Texet, Prestigio, Digma, могут заказать на китайских заводах-производителях аналогичные модели.
Таким образом, скоро рынок автомобильных персональных навигаторов начнет расти, а в списке лидеров произойдут очередные изменения.
Джентльменский набор туриста
Сегодня джентльменский набор любителя посидеть в лесу у костра рядом с палаткой не ограничивается котелком, гитарой, спичками и консервами «Завтрак туриста». Современному туристу портативный навигатор нужен так же, как хороший спальный мешок. Туристические навигаторы бывают двух типов: одни предусматривают все способы ориентирования на местности, другие специализируются исключительно на картографическом материале. В ценовой категории они представлены как бюджетным, так и высоким уровнем. У них прочный корпус для защиты от падения, у некоторых моделей водонепроницаемый корпус.
Простые навигаторы, например Garmin GPS 60 с монохромным дисплеем, имеют лишь самые необходимые функции: картографический банк, расчет маршрута и ряд дополнительных функций. Походный навигатор — это карта, компас и альтиметр в одном приборе. Туристу конца XX в. и в голову бы не пришло, что в одной маленькой коробочке может уместиться столько необходимых вещей.
В верхней ценовой категории данного сегмента рынка — Garmin GPSMAP 60CSx Special Edition — мечта любого походника. Этот поистине сказочный девайс стоимостью около 12 000 руб. имеет широкий цветной дисплей, обилие функций и большой объем памяти. С ним невозможно заблудиться и в самой непролазной чаще.
Очень важный критерий для туристических навигаторов — класс защиты от механических повреждений, ведь их используют даже в горах, где в любую минуту может пойти ливень.
Для городских путешественников компания Garmin выпускает навигаторы тысячных серий (12хх, 13хх, 14хх и выше). К ним продаются подробные карты различных городов мира, называемые City Explorer, стоимостью 10 долл. за штуку. Некоторые модели умеют кроме пешей навигации прокладывать маршрут до желаемого объекта с использованием общественного транспорта.
Новым интересным проектом стал выпуск полноценной GPS-навигации, встроенной в мобильные телефоны Nokia. Покупаемые карты, работающие с рядом телефонов, выпускаемых этой компанией, дают возможность точной навигации при помощи голосовых подсказок.
Велонавигатор: и научит, и подскажет
Истории о заблудившихся велосипедистах, искавших путь домой с помощью старенькой карты, компаса и путеводной звезды, канули в Лету. Современный навигатор способен не только привести велопутешественника домой кратчайшим путем, но и составить для него специальную систему тренировок.
Назовем критерии, которым должен отвечать велонавигатор. Он должен иметь противоударный и водонепроницаемый прочный корпус, длительное время работать без подзарядки, загружать карты и крепиться на руль велосипеда.
Один из лучших велонавигаторов, Garmin Edge 705 HR, кроме перечисленных функций способен выступить в роли персонального тренера спортсмена. Например, он может в любой момент проверить частоту пульса и количество сожженных калорий. Устройство предоставляет беспроводную связь, позволяющую спортсмену сравнивать свои достижения с достижениями коллег. В комплекте Edge 705 уже есть встроенные карты, а на карту памяти можно дописывать собственные карты и хранить информацию о разминках. На монитор постоянно передаются данные о физических нагрузках спортсмена, что обеспечивает непрерывный контроль за работой его сердца.