Как показывают результаты исследования аналитической компании BusinesStat, натуральный объем продаж овощных консервов в РФ в прошлом году достиг 906 000 т. За первые три месяца 2011 г. прирост производства по отношению к аналогичному периоду 2010 г. составил 9%. Эксперты BusinesStat предполагают продолжение роста спроса на овощные консервы. Дарья Бакушина, начальник отдела маркетинга ТМ «Пиканта», считает, что в 2012 г. потребление овощных консервов возрастет на 25%.
Высокие показатели роста рынка консервированных овощей касаются всех сегментов. Самые хорошие показатели демонстрируют группы маринованных овощей и томатных консервов.
Лидирующие позиции в ассортименте компаний-производителей традиционно занимают зеленый горошек, кукуруза, оливки, маслины, огурцы и помидоры. На их долю в общем объеме продукции приходится 47% производства. Второе место уверенно держат маринованные овощи — 27% рынка. На третьем месте кабачковая и баклажанная икра — 17%. Оставшиеся 9% — грибные консервы, варенья, протертые ягоды, готовые овощные блюда, например солянка с грибами из квашеной капусты, а также консервы для детского и диетического питания.
Несмотря на рост популярности таких продуктов, по объему потребляемой овощной консервированной продукции Россия заметно отстает от стран ЕС, США и Канады. По данным института маркетинговых исследований ГФК-Русь, в нашей стране на душу населения в год приходится около 4 кг овощных консервов. Средний показатель потребления этой группы товаров в странах ЕС составляет 10—16 кг, США — около 50 кг, Канаде — 13 кг.
Рост российского рынка в стоимостном выражении связан не столько с увеличением спроса, сколько с ростом цен, опережающим инфляцию. По оценкам экспертов компании BusinesStat, c 2006 по 2010 г. средняя цена 1 кг овощных консервов увеличилась на 50% — с 89 до 134 руб. В результате рынок овощной консервации в стоимостном исчислении вырос на 52% — с 80 млрд до 122 млрд руб.
Главную скрипку на российском рынке овощной консервации играют импортные продукты. Доля отечественного производителя намного ниже, что во многом объясняется климатическими условиями. Более 70% импортеров, поставляющих в Россию овощные консервы, заказывают овощи и их переработку, в частности, в странах Юго-Восточной Азии. Основным поставщиком консервированных помидоров является Китай, огурцов — Индия, кукурузы — Таиланд и Вьетнам. Зачастую заказы от нескольких российских фирм-заказчиков обрабатывают на одном и том же предприятии. После переработки, допустим, кукурузы на идентичную продукцию наклеивают лейблы различных компаний, стилизованные, как правило, под русский народный фольклор. По этому пути пошла «Скатерть-самобранка» от торгового дома БВК.
Тем не менее крупные игроки рынка, такие, как французская группа Bonduelle, решили открыть собственное производство. Bonduelle построила в Краснодарском крае завод, способный производить 100 млн банок кукурузы и горошка в год. На полную мощность загрузить его невозможно. Завод простаивает большую часть года. Наш климат не позволяет наладить круглогодичное производство консервированных овощей.
Еще одна проблема отечественных производителей — высокая себестоимость рабочей силы на российских заводах. Она в несколько раз дороже китайской.
На развитие рынка влияет и сезонность потребления овощной консервации в России. Пик покупок приходится на декабрь — февраль, а также на традиционные зимние праздники. В этот период объем продаж увеличивается в 10 раз. Со второй половины мая продажи резко падают и восстанавливаются лишь к октябрю.
Западные компании лидируют на российском рынке овощной консервации. До осени прошлого года тройка лидеров выглядела так: Bonduelle Group (Франция, ТМ Bonduelle), Le Groupe CECAB (Франция, ТМ D’Aucy), General Mills, Inc. (США, ТМ Green Giant). Традиционно иностранные компании занимаются поставками продуктов в узкие сегменты рынка. Так, венгерские производители занимаются в основном производством консервов из томатов и огурцов, французские — кукурузой и горошком.
к сведению
Структура импорта овощных консервов в 2010 г.
28,5% маслины/оливки
28,5% кукуруза
27,0% зеленый горошек
8,0% фасоль
4,0% огурцы
2,0% перец и лечо
1,0% овощи и смеси
1,0% прочие
Источник: ГФК-Русь