Мы продолжаем публикацию материалов, посвященных изменениям, внесенным в Налоговый кодекс. Сегодня речь пойдет о налоге на добавленную стоимость. Из трех принятых 22 июля 2005 г. федеральных законов (№ 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», № 118-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»,№ 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах») принципиальные изменения действующего порядка исчисления и уплаты НДС внесены последним из них.
Закон № 118-ФЗ
Однако мы решили рассмотреть и Закон № 118-ФЗ. Действие этого Закона распространено на правоотношения с 1января 2005 г. Он упорядочил правила обложения НДС при реорганизации организаций, так как до этого в налоговом законодательстве действовала только единственная норма— это подп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ, устанавливающий, что передача основных средств, нематериальных активов и (или)иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам)при реорганизации этой организации не признается реализацией товаров, работ или услуг.
Указанный Закон не только дополнил имущественными правами перечень передаваемых правопреемнику объектов, исключаемых из объектов, облагаемых НДС, но и дополнил главу 21 НК РФ ст. 162, в которой детально в зависимости от формы реорганизации установлен порядок вычета налога, уплаченного в бюджет при получении авансов реорганизованной организацией:
• при выделении — вычет предоставляется реорганизуемой организации, а у правопреемника налоговая база увеличивается на суммы этих авансов, полученных в порядке правопреемства;
• при слиянии, присоединении, разделении и преобразовании— вычет налога, уплаченного в бюджет при получении авансов реорганизованной организацией, предоставляется правопреемникам. При этом вычет налога, уплаченного с авансов, производится после отгрузки товаров (работ, услуг) в счет этих авансов или после возврата авансов в случаях расторжения или изменения условий договора (но не позднее одного года с момента возврата).
Законом установлен порядок вычетов НДС по товарам, работам и услугам, которые были приобретены реорганизованной организацией, но не предъявлены ей к вычету (п. 5 ст. 162). Такие суммы налога подлежат вычету у правопреемников независимо от формы реорганизации и на основании счетов-фактур (или их копий), выставленных в адрес реорганизованной организации.
Отдельно выделена норма в отношении передачи права требования правопреемникам (п. 6 ст. 162 Закона). Передача данного права не признается оплатой товаров (работ, услуг). Соответственно если у реорганизованной организации учетная политика для целей НДС устанавливалась по мере получения оплаты, то при передаче права налог не уплачивается. При получении права требования правопреемниками налог уплачивается ими только в момент определения налоговой базы согласно установленной учетной политике.
Еще одна принципиальная новация, установленная Федеральным законом № 118-ФЗ, — в случае если реорганизованной организацией суммы НДС были правомерно приняты к вычету по товарам (работам, услугам, имущественным правам), передаваемым правопреемникам, то эти суммы налога восстановлению и уплате в бюджет не подлежат.
Необходимо отметить, что вычет НДС как у реорганизуемых организаций, так и у их правопреемников, в том числе при осуществлении работ капитального характера, производится при условии оплаты приобретенных материальных ресурсов или имущественных прав.
Согласно нормам Закона № 118-ФЗ кроме права на вычету казанных сумм НДС к правопреемникам переходит и право получить возмещение налога, в том числе при применении нулевой ставки. Однако действующий для всех налогоплательщиков 180-дневный срок сбора документов, подтверждающих факт экспортных операций, после завершения реорганизации не продлевается.
Закон №119-ФЗ
Этим Законом установлены основные принципиальные изменения действующего порядка исчисления и уплаты НДС, вступающие в силу с 1 января 2006 г. В первую очередь это переход на метод начисления для всех налогоплательщиков, согласно которому право выбора учетной политики для целей НДС отменяется и момент определения налоговой базы для всех налогоплательщиков, как указано в измененной ст. 167 НК РФ, наступает в наиболее раннюю дату: в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав или в день поступления оплаты (частичной оплаты) в счет их поставок (передачи). При этом отдельно устанавливаются особенности по моменту определения налоговой базы при передаче имущественных прав. При уступке новым кредитором, получившим денежное требование, и передаче имущественных прав или при приобретении денежного требования — это день уступки требования, прекращения соответствующего обязательства или день исполнения обязательства должником; в случае передачи прав, связанных с правом заключения договора, и арендных прав — это день передачи таких прав.
Надо отметить, что теперь теме «имуществ прав» в главе 21 уделено особое внимание: появилась отдельная ст. 155 об особенностях определения налоговой базы при передаче имущественных прав и почти всему тексту главы термин «товары (работы, услуги" дополнен термином «имущественные права".
Одновременно законодатели решили перейти на новый механизм вычетов НДС, соответствующий методу начисления: без фактической оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РФ). Таким образом, основными условиями для вычета НДС остаются наличие счета-фактуры и принятие товаров (работ, услуг) и имущественных прав к учету.
Понятно, что при таком принципиальном изменении действующего порядка применения налога, особенно для налогоплательщиков, применяющих в настоящее время учетную политику по мере поступления оплаты за реализуемые товары (работы, услуги), требуется определенный переходный период. Этому посвящена специальная статья, в которой подробно излагаются последовательность действий налогоплательщиков по отношению к дебиторской и кредиторской задолженности, числящимся по состоянию на 31 декабря 2005 г. включительно, а также порядок вычетов налога по товарам (работам, услугам), имущественным правам, принятым к учету до 1 января 2006 г.
По состоянию на 1 января 2006 г. все плательщики НДС обязаны провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности на конец 2005.
Плательщики НДС, установившие до 1 января 2006 г. момент определения налоговой базы как день оплаты, в течение двух лет (до 1 января 2008 г.) включают в налоговую базу денежные средства, поступившие до этой даты в счет погашения дебиторской задолженности, в порядке, действующем в настоящее время. Одновременно для этих целей в данной статье определены случаи признания оплатой безденежных форм расчетов (по аналогии с действующими нормами ст. 167 НК РФ). Если до 1 января 2008 г. дебиторская задолженность полностью не погашается, НДС с оставшейся суммы надо будет заплатить в первом налоговом периоде 2008 г.
Что касается вычетов НДС в пределах суммы кредиторской задолженности, числящейся по состоянию на 1 января 2006 г., то для налогоплательщиков, сейчас уплачивающих НДС по мере поступления оплаты за реализуемые товары (работы, услуги) и имущественные права, до 1 января 2008 г. вычеты налога производятся в действующем порядке, то есть после фактической оплаты приобретенных товаров (работ, услуг) и имущественных прав; после — по оставшейся сумме кредиторской задолженности НДС принимается к вычету в первом налоговом периоде 2008 г.
Для налогоплательщиков же, уплачивающих в настоящее время НДС «по отгрузке» в Законе установлен льготный порядок: НДС по кредиторской задолженности, числящейся по состоянию на 1 января 2006 г., принимается к вычету до 1 июля 2006 г. равными долями по налоговым периодам (разумеется, при наличии счетов-фактур поставщиков, оформленных в установленном порядке, и при условии принятия к учету приобретенных товаров и имущественных прав).
Вторым существенным нововведением в действующий механизм уплат НДС является переход на общеустановленный порядок вычетов налога при строительстве тов. Сегодня вычет НДС, уплаченного подрядным организациям и по приобретенным строительным материалам, производится только после окончания строительства, то есть по готовому объекту с момента начала начисления амортизации. С 1 января 2006 г. вычет налога будет производиться по мере осуществления затрат, то есть для целей НДС это означает получение счетов-фактур от подрядных организаций и от поставщиков материалов, а также оприходование в учете выполненных работ и приобретенных материалов и оборудования, в том числе требующего монтажа.
Подробный режим переходного периода к новому порядку вычетов НДС по объектам капитального характера, в том числе построенных собственными силами налогоплательщиков, установлен отдельной ст. 3.
Так, особенности вычетов НДС по указанным объектам определяются в зависимости от трех периодов: до 1 января 2005 г.; с 1 января 2005 г. по 1 января 2006 г. и после 1 января 2006 г.
1. Суммы НДС, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 г. по подрядным работам и товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ собственными силами, подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства или при их реализации в случае незавершенного строительства. При этом начисление НДС по работам, выполненным до 1 января 2005 г. на объектах, строящихся собственными силами налогоплательщиков для собственного потребления, производится в момент принятия готового объекта к учету, и соответственно вычет этих сумм налога производится после их уплаты в бюджет.
2. Суммы НДС, предъявленные подрядчиками в течение 2005 г., вычитаются в 2006 г. равными долями по налоговым периодам. При этом если объект сдается в эксплуатацию до окончания 2006 г. (или продается как незавершенное строительство), то суммы НДС, оставшиеся невозмещенными до этого момента, подлежат вычетам в момент принятия объекта на учет (или в момент продажи).
3. После 1 января 2006 г. в новом режиме вычетов НДС по объектам капитального строительства производятся вычеты налога по подрядным работам, предъявленным налогоплательщикам после 1 января 2006 г., а также по работам, выполненным на объектах, строящихся собственными силами (на этих объектах начисление НДС после 1 января 2006 г. будет производиться ежемесячно).
И последняя особенность переходного периода — по строительно-монтажным работам, выполняемым для собственного потребления. Суммы налога, не исчисленные налогоплательщиками до 31 декабря 2005 г. по работам, выполненным на таких объектах с 1 января 2005 г., начисляются 31 декабря 2005 г. по всему объему работ выполненных в 2005 г.
Третьим важным изменением действующего порядка применения НДС является упрощение подтверждения права налогоплательщиков на применение нулевой ставки и процедуры получения в этих случаях налоговых вычетов.
До наступления момента определения налоговой базы (сбора необходимых документов, подтверждающих факт экспорта или 181-й день после помещения товаров под соответствующие таможенные режимы) с 1 января 2006 г. не облагаются НДС авансовые платежи; из перечня документов, представляемых в налоговые органы перевозчиками экспортируемых грузов, исключена таможенная декларация; упорядочен режим применения нулевой ставки при перевозках, осуществляемых железными дорогами; с 1 января 2007 г. отменяется отдельная налоговая декларация по нулевой ставке и соответственно суммы налога, подлежащие возмещению экспортерам, будут отражаться в общей декларации и, таким образом, приниматься к вычету в заявительном порядке.
Законом № 199-ФЗ установлены дополнения и изменения.
1. Учитывая, что в соответствии со ст. 13 НК РФ НДС является федеральным налогом, п. 3 ст. 144 НК РФ предоставил право иностранным организациям, имеющим на территории РФ несколько подразделений (представительств, отделений), самостоятельно выбирать подразделение, по месту налоговой регистрации которого будут представляться налоговые декларации по НДС и уплачиваться общая сумма налога.
2. Отдельной позицией выделены оказываемые услуги (выполняемые работы) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, являющиеся базой по начислению НДС (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
Такое выделение было необходимо в связи с наличием в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции, товаров, работ и услуг, указанных затрат у пользователей в соответствии с подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ.
3. Важным моментом является выделение в п. 11 ст. 148 НК РФ конкретных работ и услуг, местом реализации которых не является территория России и, следовательно, по ним на основании подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ не начисляется НДС.
К указанным работам и услугам относятся — строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде, выполняемые и оказываемые за пределами территории России;
— монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт, техническое обслуживание движимого имущества, находящегося за пределами России;
— услуги в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта, но при условии, что они были оказаны за пределами территории государства;
— все работы и услуги, перечисленные в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (в частности, консультационные, юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые и пр.), но их приобретатель не осуществляет деятельность на территории России;
— услуги по перевозке, транспортировке, а также связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием вслучае, если они не указаны в подп. 41 и 42 п. 1 ст. 148 НК РФ и пункт отправления и (или) пункт назначения не находятся на территории РФ.
4. В подпункт 17 п. 2 ст. 149 НК РФ внесена поправка о том, что не облагаются НДС таможенные сборы за хранение товара.
5. Вновь введенный подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ предоставил право не начислять НДС на товары (работы, услуги), переданные в рекламных целях. Но есть ограничения — расходы на приобретение (создание) единицы не должны превышать 100 руб.
6. Учитывая параграф 3 главы 23 ГК РФ, реализация (продажа) заложенного имущества, на которое в соответствии со ст. 349 ГК РФ обращено взыскание, производитсяпутем продажи с публичных торгов в порядке, установленном процессуальным законодательством, если законом не установлен иной порядок. Если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества превышает размер обеспеченного залогом требования залогодержателя, разница возвращается залогодателю.
Внесенная поправка в п. 1 ст. 156 НК РФ определяет налогооблагаемую базу по НДС при реализации залогодержателем в установленном законодательством РФ порядке предмета не востребованного залогодателем залога, что позволяет разницу между выручкой от реализации предмета залога и обеспечением залогом требования залогодержателю оставлять в собственном распоряжении, но на указанную разницу начисляется НДС.
7. В качестве особенности определения налоговой базы налоговыми агентами в п. 5 ст. 161 НК РФ выделено, что в случае реализации на территории РФ товаров иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах как налогоплательщики, налоговая база по этим товарам определяется как их стоимость с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без НДС. Плательщиками же являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. Это обосновано ст. 24 НК РФ.
8. До введения подп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ не было ясности по обложению налогом на добавленную стоимость операций по выполнению российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), включая работы (услуги) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.
Пункт 13 ст. 1 Закона № 119-ФЗ установил, что указанные выше работы (услуги) облагаются НДС по налоговой ставке 0%.
9. Конкретизированы случаи и порядок, когда налога плательщиками восстанавливаются суммы НДС. Согласно вновь введенным подп. 1 и 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС необходимо восстановить в случаях:
1 передачи имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов.
При этом восстановлению подлежат суммы НДС в том размере, в котором ранее они были приняты налогоплательщиками к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов — в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
Пример
Налогоплательщиком принято решение погасить задолженность по учредительному взносу путем передачи материально-производственных запасов (МПЗ) на общую сумму 250 тыс. руб. и объекта ОС по остаточной стоимости 90 тыс. руб. (начисленная амортизация по этому объекту за 0,5 года составила 10 тыс. руб.).
В этом случае после передачи МПЗ и объекта ОС организацией-учредителем восстанавливается сумма НДС в размере 45 тыс. руб. по МПЗ и 16,2 тыс. руб. по объекту ОС.
Так как при передаче имущества, нематериальных активов и имущественных прав их стоимость не увеличивается на суммы восстановленного НДС, то они подлежат налоговому вычету у принимающей стороны, то есть получателя указанных активов в порядке, установленном главой 21 НК РФ;
2 дальнейшего использования товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по peaлизации (передаче) которых не признаются объектом налогообложения по п. 2 ст. 146 и 170 НК РФ (за исключением операции, предусмотренной подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ), а также при передаче правопреемнику (правопреемникам) основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав при реорганизации юридических лиц.
В этом случае восстанавливаются суммы НДС исходя из ранее принятых к вычету, а в отношении амортизируемого имущества — в размере суммы НДС, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценок.
Однако необходимо учесть, что подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ установил особый порядок списания восстановленных сумм НДС в указанном выше случае — они включаются в состав прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.
Восстановление сумм НДС налогоплательщиками осуществляется в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), включая основные средства и нематериальные активы, имущественные права были переданы или их налогоплательщик начал использовать на операции, указанные в п. 2 ст. 170 НК РФ;
3 перехода налогоплательщика на специальные налоговые режимы согласно главам 262, 263 НК РФ после того, как им были приняты к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, имущественным правам в порядке, установленном главой 21 НК РФ.
Хотелось бы остановиться на вновь вводимой ст. 1741, установившей особенности исчисления и уплаты в бюджет НДС при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории РФ, к которым относятся:
1) согласно п. 2 ст. 1043 ГК РФ в п. 1 ст. 1741 указано, что в целях главы 21 НК РФ ведение общего учета операций, которые по требованиям ст. 146 НК РФ подлежат налогообложению НДС, возлагается на участника товарищества, но им должна быть российская организация или индивидуальный предприниматель (далее — участник товарищества), то есть участник товарищества обеспечивает выполнение обязанностей налогоплательщика в случае совершения операций, связанных с выполнением договора простого товарищества (договора о совместной деятельности). По договору доверительного управления имуществом эти обязанности выполняются доверительным управляющим.
2) когда производится реализация товаров (работ, услуг), передача имущественных прав согласно договору простого товарищества (о совместной деятельности) или договору доверительного управления имуществом участник товарищества (доверительный управляющий), обеспечивая требования ст. 169 НК РФ, обязан выставить соответствующие счета-фактуры покупателям товаров (приобретателям работ и услуг);
3) так как исчисление НДС производится участником товарищества (доверительным управляющим) по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав по договору простого товарищества (о совместной деятельности) или договору доверительного управления, то налоговый вычет по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы имущественным правам ему и предоставляется, но при условии их приобретения на цели производства или реализации и наличия счетов-фактур от продавцов, утверждающих именно, что участник товарищества (доверительный управляющий) приобретал указанные активы.
Статья 1741 также обязывает участника товарищества (доверительного управляющего) при ведении иной деятельности, за исключением деятельности, связанной с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления, вести раздельный учет товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы имущественных прав, используемых на осуществление предназначенной деятельности по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) или договору доверительного управления, и иной деятельности. Раздельное ведение учета способствует достоверному расчету вычитаемых сумм НДС.
Минфин России Приказом от 28.11.2001 № 97н утвердил Указания об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом. В разделе V этого документа определен порядок отражения у доверительного управляющего операций по осуществлению договора доверительного управления имуществом.