Российские парфюмеры написали письмо главе Правительства РФ Владимиру Путину с просьбой вернуть госрегистрацию для предприятий сектора, которая была отменена в 2006 г. По их словам, ситуация в отрасли критическая, а обращение к премьеру для многих российских парфюмерных заводов — последний шанс избежать полного разорения. Из-за проблем с получением новых лицензий на производство уже несколько месяцев большинство российских производителей ароматов простаивает. Убытки превысили 1 млрд руб.
Российское производство парфюмерии начало активно развиваться с 2000 г., замещая импортную продукцию в первую очередь в массовом ценовом сегменте. К началу 2011 г. в этом секторе российского рынка FMCG были достигнуты одни из самых впечатляющих результатов в отечественной экономике — более 80% импортозамещения», — говорится в материалах некоммерческого партнерства содействия развитию парфюмерной отрасли «Парфюмерный клуб». В письме к премьеру участники рынка подчеркнули, что с началом активной государственной политики в области импортозамещения в середине нулевых некоторые крупные дистрибьюторы получили сигналы власти, поощряющие развитие производственных мощностей.
Розлив ароматов на территории России позволил снизить стоимость наиболее доступной парфюмерии, востребованной малообеспеченными слоями населения, создал квалифицированные рабочие места, принес в бюджет государства дополнительные отчисления.
По оценкам «Парфюмерного клуба», российский рынок парфюмерии и косметики в 2011 г. составлял 12 млрд долл. Доля парфюмерии —12—15%, или около 2 млрд долл. Из них на парфюмерию масс-маркета приходилось около 500 млн долл.
Государство оказало медвежью услугу
Как ни парадоксально, благоприятная для развития отрасли ситуация изменилась из-за мер по либерализации оборота парфюмерии. В 2006 г. в России ввели единую государственную автоматизированную информационную систему учета алкоголя (ЕГАИС). Под ее действие попали представители табачной, кондитерской, парфюмерной и косметической промышленности, использующие в производстве спирт. В 2007 г. в рамках программы по сокращению административных барьеров была отменена государственная регистрация парфюмерной продукции. При этом сохранилась госрегистрация косметики, в частности спиртсодержащей. Власти объяснили такой шаг тем, что риски нанесения вреда здоровью человека для этой категории товаров выше, чем для парфюмерии.
Одновременно российские предприятия получили возможность выпускать косметическую продукцию (лосьоны, тоники, дезодоранты) без лицензии. Хотя данные продукты подчас содержат не меньше спирта, чем парфюмы, они производятся по схожей технологии на одних и тех же заводах.
По словам директора «Парфюмерного клуба» Марианны Пеньковой, в 2009 г., когда выдачей лицензий занялось Росалкогольрегулирование, у производителей духов стали возникать проблемы с получением разрешительной документации. Дело в том, что ведомство предъявляло к парфюмерам те же требования, что и к производителям алкоголя. Такие требования для заводов, выпускающих ароматы, были неподъемными. По мнению главы некоммерческого партнерства, подобное отношение чиновников к производителям парфюмерной продукции объясняется тем, что она считается продукцией двойного назначения, то есть употребляется еще и в качестве алкоголя.
Сегодня положение отрасли близко к критическому. С мая по сентябрь 2011 г. у всех российских предприятий со стажем работы свыше пяти лет закончилось действие лицензий на производство парфюмерно-косметической продукции, выданных в 2006 г. Федеральной налоговой службой на основании принятых поправок в Федеральный закон от 22.11.95 № 171-ФЗ. Новые лицензии смогли получить только два завода — «Новая заря» и «Аромат».
На 1 февраля 2012 г. уже закрылись три предприятия, еще восемь простаивают (их суммарная доля на рынке парфюмерии массового спроса превышает 65—70%). За месяцы простоя участники рынка понесли более 1 млрд руб. прямых и косвенных убытков. Прошедший специализированное обучение персонал заводов теряет квалификацию и вынужден искать работу не по специальности.
«Ранее все эти российские производители неоднократно продлевали лицензии на производство парфюмерно-косметической продукции и не имели нарушений в текущей деятельности. На сегодняшний день небольшие по масштабу бизнеса парфюмерные заводы находятся в тех же жестких лицензионных условиях, что и производители ликероводочной продукции, не располагая их запасом прочности и финансовыми возможностями», — подчеркнули в ассоциации.
Туалетная вода дорожает
За время простоя легальных производителей парфюмерии увеличили объемы производства подпольные цеха по выпуску сомнительных ароматических жидкостей. Несколько функционирующих заводов перегружены заказами на контрактное производство парфюмерии, что приводит к росту цены на услуги розлива и удорожанию конечного продукта в рознице. Это особенно чувствительно для недорого сегмента парфюмерного рынка, наиболее развитого в регионах. Фактически поставлен крест на развитии более дорогой качественной российской парфюмерии, получившей активное развитие в последние годы.
К слову, добросовестные российские парфюмеры совершили качественный прорыв в собственных разработках. Отдельные продукты пытаются конкурировать с транснациональными марками в категории 1000—1500 руб. за флакон. «Неправильно было бы говорить о российской парфюмерии только как о дешевых имитациях зарубежных брендов. В 2010—2011 гг. отечественные компании были впервые награждены призами Международного конкурса FiFi Awards — парфюмерного „Оскара“, более 40 лет проводимого в США и Европе, а с недавних пор и в России. Через несколько лет наверняка мы смогли бы говорить о первых опытах российского парфюмерного „премиума“. К сожалению, такие встряски законодательного регулирования отбрасывают отрасль в развитии, если не ставят ее на грань полного уничтожения», — отметила М. Пенькова. По ее словам, сложившаяся ситуация способна привести к дальнейшему росту цен на парфюмерную продукцию, а также к упадку российской парфюмерии, которую на рынке быстро сможет заменить продукция из Китая и Турции. Как показывает официальная статистика, в январе 2012 г. стоимость 100 мл туалетной воды в РФ для потребителей увеличилась на 8,4% по отношению к декабрю прошлого года. Для сравнения: за 2011 г. (январь 2011 г. к январю 2010 г.) туалетная вода подорожала на 14%, за 2010 г. подешевела на 30,5%.
Чтобы решить проблемы, «Парфюмерный клуб» направил премьеру письмо с просьбой вмешаться в критическую ситуацию, сложившуюся в отрасли. По мнению производителей ароматов, обращение к В. Путину для многих российских парфюмерных заводов — последний шанс избежать разорения. Выход из ситуации компании видят в возвращении процедуры государственной регистрации парфюмерных продуктов, произведенных в России, Роспотребнадзором. Это поможет вернуть ароматы из области регулирования алкогольного рынка в парфюмерно-косметическую сферу.
Парфюмеры готовы отказаться от льготы по отмене обязательной регистрации ради спасения бизнеса. Тем более что госрегистрация отчасти сохраняла рынок от засилья подделок.
к сведению
Сети усиливают влияние на рынке косметики
По данным исследования РБК.research «Российский парфюмерно-косметический ритейл в 2010—2011 гг.», доля специализированных парфюмерно-косметических сетей в общем объеме розничных продаж за два года возросла до 33%. Заметную роль в укреплении позиций специализированной розницы сыграли сети формата «дрогери», успешно развивающиеся на рынке в последние несколько лет. К такому формату эксперты относят магазины, специализирующиеся на торговле товарами бытовой химии, средствами личной гигиены, парфюмерно-косметической продукцией, работающие по принципу самообслуживания и расположенные в шаговой доступности.
Крупные специализированные сети заметно укрепили позиции за счет восстановления спроса на парфюмерно-косметические товары в целом и на премиальную продукцию в частности. Несмотря на сравнительно низкие темпы прироста количества сетевых магазинов, темпы прироста выручки крупнейших сетей превысили средние по рынку. Отметим, что во многом рост был связан с низкими показателями 2009 г., когда долларовая выручка сетей заметно снизилась из-за ослабления рубля.
Еще одно знаковое событие исследуемого периода: в конце 2010 г. в сегменте специализированной парфюмерно-косметической розницы произошел передел. Сеть «Дуглас Риволи» перешла под контроль холдинга «ПС Групп», владеющего сетью «Рив Гош», что заметно укрепило позиции последней. Таким образом, на российском рынке остались три крупнейших игрока: «Л'Этуаль», «Рив Гош» и «Иль де Ботэ». Однако в целом рынок по-прежнему остается фрагментированным, особенно в удаленных от центра России регионах, где магазинов федеральных парфюмерно-косметических сетей сравнительно мало.
По прогнозу аналитиков, в 2012 г. можно ожидать усиления консолидации сетевой парфюмерно-косметической розницы как за счет органического роста, так и за счет сделок по слиянию и поглощению.
Производство одеколона и воды душистой и туалетной в 2010—2011 гг., дал
|
2010 г. |
2011 г. |
Январь |
19143,95 |
36110,97 |
Февраль |
20767,96 |
37048,19 |
Март |
21475,01 |
33340,77 |
Апрель |
18375,29 |
27176,11 |
Май |
12584,44 |
21381,86 |
Июнь |
27847,45 |
15620,53 |
Июль |
21706,61 |
20526,54 |
Август |
25984,09 |
18821,57 |
Сентябрь |
32115,38 |
13917,43 |
Октябрь |
33961,18 |
21459,59 |
Ноябрь |
43993,15 |
16846,45 |
Декабрь |
38786,59 |
22285,96 |
Источник: Росстат