Каждый четвертый россиянин — автомобилист

| статьи | печать

Авторынок продолжает радовать продавцов. Вслед за бурным ростом сбыта в 40% в прошлом году последовал многообещающий январь (см. «ЭЖ», 2012, № 05).

При сохранении тренда треть населения страны может стать автовладельцами. Уже сегодня, свидетельствует Автостат, за рулем — каждый четвертый россиянин.

Приморский край впереди России всей

По числу автомобилей на 1000 человек населения абсолютный лидер Приморский край. Там практически шесть жителей из десяти находятся за рулем машины, главным образом праворульной. Несколько лет назад, задолго до знаменитого проезда канареечной «Калины» по автотрассе из Дальнего Востока в центр России, автор этих строк проиграл спор коллегам, насчитав за четыре часа пути по дороге Владивосток — Находка три леворульных авто, в том числе одну мусоровозку. Надо было увидеть десять таких машин.

В представленной таблице регионы расставлены в порядке убывания по среднестатистической обеспеченности легковушками. В европейской части страны лучший такой показатель у Калужской области, наращивающей сборку иномарок.

Мировой автопром тяготеет к России

По оценке аудиторской компании «Эрнст энд Янг», реализация на европейских авторынках ожидается вялотекущей. Причина — кризис суверенного долга развитых стран Старого Света. Не лучше ситуация в Новом Свете. Прогнозы о восстановлении в США к 2012 г. докризисного уровня автопроизводства и авторынка не оправдались. Новый ориентир — 2015 г.

В России альянс АвтоВАЗа с союзом «Ниссан-Рено» намерен наращивать производство в Москве и Ижевске. Компании Ford и Toyota тоже объявили о планах наращивания мощностей на заводах в Ленинградской области. Американский концерн планирует в этом году на 20% увеличить выпуск автомобилей во Всеволожске — до 119 000 единиц. Японская компания заявила, что инвестирует 2,7 млрд руб. на создание в Шушарах цеха по штамповке кузовных деталей и производства пластиковых деталей. Новые мощности намечено запустить в 2014 г.

Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса прогнозирует объем продажи легковых автомобилей в России в 2012 г. на уровне 2,8 млн единиц. Это на 150 000 авто больше, чем в прошлом году.

Не подвели бы кадры и доходы

Минпромторг России разработал Концепцию кадрового обеспечения Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на период до 2020 г. Но каким будет рынок к моменту ее выполнения, сказать сложно. Тем более что эксперты ожидают снижения темпов роста доходов населения. В минувшем году, в частности, по предварительным расчетам Росстата, средняя зарплата россиян с учетом инфляции выросла всего на 3,5%. Это менее 5%, «осторожно обещанных» Мин-экономразвития. В 2010 г. прирост составил 4,2%.

«Времена, когда динамика роста зарплат оценивалась двузначными цифрами — от 12 до 21% в начале „нулевых“ годов, ушли безвозвратно», — говорит директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон. Его мнение совпадает с оценкой эксперта Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Игоря Полякова, который не видит оснований для роста реальной зарплаты в этом году, а повышение окладов в долгосрочной перспективе связывает с реальной модернизацией экономики, увеличением доли производства и переработки, ростом производительности труда.

Тем временем завершилась программа льготного кредитования при покупке произведенных и собранных в России авто, не слышно о возобновлении программы по утилизации старых машин, а компании Citroen, Peugeot, Skoda, Volkswagen, Suzuki, Subaru повысили цены на свою продукцию. АвтоВАЗ поступил изящ­нее — он поднял стоимость только комплектации базовых моделей до разного уровня комфорта. Но даже при самом неблагоприятном стечении обстоятельств авторынок России, по оценке зарубежных экспертов, может вырасти на 8% против прошлогоднего уровня. Только бы у россиян не упали доходы и не иссякло желание сесть за руль собственного авто.

Производство легковых автомобилей в России, тыс. штук

Год

Количество

2008

1468

2009

597

2010

1202

2011

1740

Источники: Росстат, АСМ-холдинг, PricewaterhouseCoopers

Обеспеченность автомобилями на 1000 человек населения в регионах России


Субъект РФ

Показатель

Южный федеральный округ

250,1

1

Астраханская область

291,2

2

Краснодарский край

269,5

3

Республика Адыгея

243,2

4

Ростовская область

236,9

5

Волгоградская область

223,3

6

Республика Калмыкия

201,2


Северо-Кавказский федеральный округ

171,3

1

Ставропольский край

223,3

2

Республика Северная Осетия — Алания

209,1

3

Кабардино-Балкарская Республика

190,4

4

Республика Дагестан

144,2

5

Карачаево-Черкесская Республика

134,4

6

Чеченская Республика

118,9

7

Республика Ингушетия

109,8

Центральный федеральный округ

248,8

1

Калужская область

346,6

2

Московская область

307,4

3

г. Москва

298,7

4

Орловская область

295,0

5

Тамбовская область

278,5

6

Рязанская область

277,5

7

Тульская область

264,3

8

Тверская область

255,6

9

Смоленская область

250,3

10

Липецкая область

246,5

11

Воронежская область

244,6

12

Белгородская область

238,9

13

Курская область

228,7

14

Ярославская область

222,3

15

Костромская область

220,4

16

Владимирская область

211,2

17

Брянская область

170,9

18

Ивановская область

158,4

Северо-Западный федеральный округ

275,6

1

Мурманская область

326,5

2

Псковская область

312,2

3

Калининградская область

308,6

4

Республика Карелия

294,5

5

г. Санкт-Петербург

287,9

6

Новгородская область

283,2

7

Ленинградская область

273,1

8

Вологодская область

253,5

9

Республика Коми

224,2

10

Ненецкий автономный округ

192,1

11

Архангельская область

190,3

Приволжский федеральный округ

221,9

1

Оренбургская область

267,4

2

Самарская область

254,9

3

Республика Татарстан

246,6

4

Саратовская область

246,1

5

Республика Башкортостан

227,0

6

Кировская область

219,1

7

Пензенская область

218,0

8

Нижегородская область

210,7

9

Ульяновская область

205,9

10

Удмуртская Республика

198,7

11

Республика Мордовия

191,9

12

Пермский край

178,1

13

Чувашская Республика

166,1

14

Республика Марий Эл

136,4

Сибирский федеральный округ

230,8

1

Республика Хакасия

287,8

2

Красноярский край

252,0

3

Омская область

247,9

4

Новосибирская область

240,4

5

Алтайский край

235,5

6

Томская область

230,6

7

Иркутская область

229,1

8

Забайкальский край

226,4

9

Кемеровская область

206,8

10

Республика Алтай

197,3

11

Республика Бурятия

172,3

12

Республика Тыва

160,8

Дальневосточный федеральный округ

328,7

1

Приморский край

579,9

2

Камчатский край

428,3

3

Сахалинская область

268,5

4

Магаданская область

250,1

5

Еврейская автономная область

223,8

6

Амурская область

209,9

7

Республика Саха (Якутия)

184,0

8

Хабаровский край

171,0

9

Чукотский автономный округ

63,1

Уральский федеральный округ

258,9

1

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

292,1

2

Ямало-Ненецкий автономный округ

272,7

3

Челябинская область

262,6

4

Курганская область

253,5

5

Свердловская область

230,6

6

Тюменская область

118,6

Источник: компания «АльфаСтрахование»