Платить налоги и сборы — святая обязанность каждой организации и индивидуального предпринимателя. Но, как гласит известное выражение, не ошибается тот, кто ничего не делает, поэтому нередко эту обязанность налогоплательщик исполняет с ошибками: то код бюджетной классификации не тот укажет, то ОКАТО перепутает. В результате деньги со счета ушли, а налог так и остался незаплаченным...
О том, как исправить подобную ситуацию, читайте в нижеследующей статье.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 39 Бюджетного кодекса РФ (далее—БК РФ), введенный в действие Законом от 31.07.98 № 145-ФЗ).
Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета либо бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда (п. 2ст. 40 БК РФ).В соответствии со ст. 20 БК РФ классификация доходов бюджетов РФ:
— является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
— основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
— включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов, которая является группировкой операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.
С 1 января 2005 г. Приказом Минфина России от10.12.2004 № 114н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» на основании БК РФ утвержден единый 20-знач-ный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.
Следует отметить, что целью упомянутого выше Приказа является соблюдение единых принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы. Однако он существенно усложнил заполнение платежных документов на перечисление налогов и сборов, чем увеличил вероятность технических ошибок и соответственно негативных финансовых последствий у налогоплательщиков.
Как это было
До конца 2004 года согласно Приказу Минфина России от 14.12.99 № 91 н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)для учета поступления и распределения доходов между бюджетами разных уровней и учета доходов федерального бюджета органам Федерального казначейства в кредитных организациях открывались счета:
40101 «Налоги, распределяемые органами Федерального казначейства»;
40102 «Доходы федерального бюджета».
При этом Счет 40101 «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства» был предназначен для учета:
— доходов, подлежащих распределению органами Федерального казначейства между бюджетами разных уровней по нормативам, установленным законодательством РФ;
— сумм единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и подлежащих распределению между бюджетами разных уровней и государственными внебюджетными фондами по нормативам, установленным законодательством РФ.
Счет 40102 «Доходы федерального бюджета» был предназначен для учета поступления всех доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, поступающих как непосредственно от плательщиков налогов (сборов) и других обязательных платежей, так и со счета № 40101.
До плательщиков налогов (сборов) и других обязательных платежей реквизиты счетов, открытых органам федерального казначейства и предназначенных для зачисления доходов, подлежащих перечислению в бюджеты разных уровней, доводились налоговыми органами.
Но даже при такой, казалось бы, упрощенной форме учета поступления доходов и их распределении имели место случаи поступления на счета органов Федерального казначейства платежей, которые требовали уточнения (выяснения) и в связи с этим отражались в аналитическом учете как «Невыясненные поступления».
До конца 2004 года к «Невыясненным поступлениям»также относились суммы платежей, которые были указаны в выписке кредитной организации, но по ним отсутствовали платежные документы, а также платежи, поступившие от плательщиков налогов и сборов, состоящих на учете в ином, чем указано в платежном документе, налоговом органе.
Как говорится в п. 14 раздела IV «Порядок распределения доходов, поступивших на счет 40101 «Налоги, распределяемые органами Федерального казначейства» Инструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, после выяснения принадлежности указанных платежей к определенному виду дохода или определенной территории, в которой плательщик состоит на учете, органом Федерального казначейства производилась операция перечисления указанных средств на:
— соответствующие счета бюджетов;
— соответствующий код дохода бюджетной классификации (КБК) при получении подтверждающих платежных документов из кредитной организации либо осуществлялся возврат средств плательщику согласно заключению налогового органа.
Поступившие на счет 40101 платежи, принадлежность которых к виду дохода не установлена, могли числиться как невыясненные поступления не более 2 месяцев со дня их зачисления, а платежи, поступившие в декабре, — до 25 декабря отчетного года. После истечения этих сроков они перечислялись органами Федерального казначейства с указанного счета в доход федерального бюджета на счет 40102 по коду 2090000 «Прочие неналоговые доходы» бюджетной классификации.
Иначе говоря, если речь идет о налоговом платеже, перечисленном до конца 2004 года в соответствии с требованиями Приказа от 14.12.99 № 91 н, то возникающая ситуация с ошибочно указанным неправильным номером кода бюджетной классификации была довольно сложной.
Если, к примеру, организацией в конце 2004 года при перечислении налога на прибыль был неправильно указан номер кода бюджетной классификации, а ошибка была обнаружена по истечении 2-месячного срока, то сумма была зачислена в федеральный бюджет как прочие доходы.
Зачет излишне уплаченных сумм налогов может быть произведен только в рамках одного бюджета, а в случае, указанном выше, с КБК федерального бюджета на КБК субъекта РФ (п. 5 ст. 78 НК РФ).
Особые сложности возникали у организаций и индивидуальных предпринимателей при зачислении сумм единого налога в федеральный бюджет по причине указания неправильного КБК, так как произвести зачет с кода бюджетной классификации «Прочие доходы, зачисляемые в федеральный бюджет» на код «Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, распределяемый по уровням бюджетной системы Российской Федерации» практически было невозможно.
Для того чтобы выйти из возникшей ситуации, было необходимо повторно перечислить налог на правильный КБК и только после этого подать заявление с просьбой о возврате на свой расчетный счет ошибочно уплаченной ранее суммы налога, зачисленной на код бюджетной классификации «Прочие доходы, зачисляемые в федеральный бюджет» в соответствующую налоговую инспекцию. К заявлению должны были быть приложены копии платежного документа и банковской выписки для подтверждения ранее ошибочно перечисленных сумм налогов и сборов. Выйти из указанной выше ситуации другим путем не позволяет п. 7 ст. 78 НК РФ, в котором определено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
В пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что в силу ст. 21 и 78 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней. Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо о их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности и одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
Принимая во внимание положения ст. 78 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Таким образом, возврат платежей возможен только в случае отсутствия у налогоплательщика задолженности по налогам. При осуществлении налогоплательщиком повторного перечисления денежных средств с указанием в платежном документе правильных реквизитов по осуществляемому платежу ликвидируется недоимка по этому налогу в лицевом счете налогового органа и создается видимость переплаты, а соответственно и возможность возврата денежных средств на расчетный счет налогоплательщика.
Новые коды, новый порядок
В конце 2004 года были выпущены приказы Минфина России от 10.12.2004 № 114н и от 16.12.2004 № 116н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации». Первый из них в корне изменил внутреннюю структуру статей бюджетной классификации и принципы ее применения, а второй — внес облегчение в идентификацию налоговых платежей.
Начиная с 2005 года вместо прежних 7-значных КБК введены единые 20-значные коды новой бюджетной классификации, состоящей из 4 составных частей (см. табл.).
• Код администратора (1-й — 3-й разряды КБК) состоит из 3 знаков и соответствует номеру, присвоенному администратору поступлений в бюджет в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и законодательством муниципальных образований.
В целях обеспечения преемственности кодов администраторов поступлений в бюджет по регулирующим доходам (доходам, распределяемым по нормативам, утвержденным бюджетным законодательством) органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при формировании, утверждении и исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов используют коды бюджетной классификации в следующем порядке:
— по доходам, администрируемым федеральными органами государственной власти, исполняются коды классификации доходов в соответствии с Приложением II к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации;
— по доходам, администрируемым органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления, используются КБК с применением кодов администраторов, установленных соответственно законодательством субъектов РФ и законодательством муниципальных образований.
• Код вида доходов состоит из 10 знаков, указанных в разделе 2 «Вид доходов» Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.
• В рамках кода классификации доходов (в целях ее приведения к единому виду с функциональной классификацией расходов и классификацией источников финансирования дефицитов бюджетов) выделяется код программ доходов, которые кодируются четырьмя знаками, но при этом детализация кодов программ осуществляется органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном в разделе 3 «Программа (подпрограмма)» Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.
• Экономическая классификация доходов определяется3-значным кодом классификации операций сектора государственного управления, предусматривающей группировку операций по их экономическому содержанию с позициями, указанными в разделе 4 «Экономическая классификация доходов».
Учитывая, что выполнение Приказа Минфина России от 10.12.2004 № 114н усложняет заполнение платежных документов на перечисление налогов и сборов и способствует возникновению ошибок, выпущен Приказ Минфина России от 16.12.2004 № 116н, призванный облегчить идентификацию налоговых платежей, перечисляемых начиная с 2005 года.
В отношении неидентифицированных сумм налоговых платежей, перечисленных в 2005 году, исключено их списание в доход федерального бюджета.
Исходя из п. 9—14 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 16.12.2004 № 116н:
1) поступления по расчетным документам, в которых не указан код бюджетной классификации или указан несуществующий код бюджетной классификации (далее —неклассифицированные поступления), относятся к невыясненным поступлениям;
2) невыясненные поступления, по которым отсутствуют расчетные документы (неполный объем платежных документов банка, платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений), учитываются по коду бюджетной классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет». Администратором указанных поступлений является орган Федерального казначейства.
Иначе говоря, хотя указанные суммы зачислены в федеральный бюджет, но они значатся как «Невыясненные поступления», в то время как по ранее действующему порядку по истечении двух месяцев эти суммы учитывались как «Прочие неналоговые доходы» в доходах федерального бюджета;
3) неклассифицированные поступления по расчетным документам, в которых не указан код ОКАТО муниципального образования или указан несуществующий код ОКАТО муниципального образования, не указаны значения ИНН и КПП получателя или указаны значения ИНН и КПП несуществующего получателя — территориального органа администратора поступлений в бюджет, отражаются по коду бюджетной классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет», администратором которых является Федеральное казначейство.
Указанные поступления, как определено в п. 11 Порядка, могут быть возвращены органами Федерального казначейства плательщику по его заявлению не позднее3 рабочих дней со дня его обращения в орган Федерального казначейства, но при условии, если по текстовому значению поля «Назначение платежа» расчетного документа не имеется оснований для отнесения такого платежа к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджетную систему РФ.
Возврат осуществляется на основании Справки органа Федерального казначейства (код формы 0512090), а в платежном поручении на возврат в поле «Назначение платежа» указывается: «Возврат ошибочно перечисленных поступлений в связи с невозможностью их идентификации к доходам бюджетов».
Аналогичного порядка по возврату денежных средств в Инструкции, утвержденной Приказом от 14.12.99 № 91н, не существовало;
4) суммы неклассифицированных поступлений учитываются:
а) по коду бюджетной классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет»:— если в полях «ИНН» и «КПП» получателя расчетного документа указано значение ИНН или КПП администратора поступлений в федеральный бюджет;
— если в полях «ИНН» и «КПП» получателя платежного документа указаны значения ИНН и КПП администратора поступлений в местный бюджет (при отсутствии кода ОКАТО муниципального образования или при наличии несуществующего кода ОКАТО муниципального образования, администратором данных поступлений орган Федерального казначейства);
б) по коду бюджетной классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации», если в полях «ИНН» и «КПП» получателя расчетного документа указаны значения ИНН и КПП администратора поступлений в бюджет субъекта РФ;
в) по коду бюджетной классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в местные бюджеты», если в полях «ИНН» и «КПП» получателя расчетного документа указаны значения ИНН и КПП администратора поступлений в местный бюджет (при наличии кода ОКАТО муниципального образования);
5) классифицированные поступления, подлежащие зачислению полностью или частично (по нормативу отчислений) в местные бюджеты по расчетным документам, в которых не указан код ОКАТО муниципального образования или указан несуществующий код ОКАТО муниципального образования, учитываются как невыясненные поступления, указанные в п. 12 Порядка или выше
по тексту;
6) суммы поступлений, отнесенные в текущем операционном дне к разряду невыясненных, а также результаты выяснения (уточнения) их принадлежности отражаются в Ведомости учета невыясненных поступлений (код формы 0511015) (приложение № 6) на основании расчетных документов, прилагаемых (при их наличии) к выписке из счета, а также сведений администраторов поступлений в бюджет;
7) операции по уточнению принадлежности к виду дохода сумм невыясненных поступлений отражаются в Ведомости учета невыясненных поступлений со знаком «минус» по данному коду бюджетной классификации с одновременным отражением со знаком «плюс» по соответствующему уточненному коду бюджетной классификации.
В итоге хотелось бы отметить следующее. Значение Приказа Минфина России от 16.12.2004 № 116н состоит в том, что Федеральное казначейство, обобщив результаты допущенных ошибок налогоплательщиками при заполнении расчетных документов на перечисление налогов и сборов в соответствующие бюджеты, а также предвидя трудоемкость использования бюджетной классификации с 2005 года, предусмотрело:
1 Осуществление возврата в короткий срок (не позднее 3 рабочих дней) сумм плательщику в случае невозможности их идентификации к доходам бюджета.
2 Если есть хотя бы какая-то возможность выяснить администратора поступлений в бюджет, то они как невыясненные поступления направляются получателем расчетных документов.
3 Составление Ведомости учета невыясненных поступлений.
По Приказу от 16.12.2004 № 116н поступления по расчетным документам, в которых указан несуществующий КБК, подлежат учету как неклассифицированные невыясненные поступления. В свою очередь, организация или индивидуальный предприниматель, допустившие техническую ошибку в платежном документе, должны обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о зачислении указанной суммы на нужный код бюджетной классификации. К заявлению в качестве подтверждения необходимо приложить копию квитанции и выписку банка с указанием суммы перечисленной на бюджетный счет предпринимателю, а организация как приложение к заявлению представляет платежный документ.
Налоговый орган, рассмотрев представленные ему документы налогоплательщиком, должен произвести зачет суммы с кода бюджетной классификации «Неклассифицированные невыясненные поступления» на код бюджетной классификации, который определен для данного нав лога или сбора.
Хотелось бы обратить внимание налогоплательщиков на два письма Минфина России:
1 От 23.03.2005 № 03-02-07/1-167.
В нем указано, что в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган имеет право, но не обязан направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов, что вытекает из п. 3 ст. 78 НК РФ.
Однако в п. 3 ст. 78 НК РФ установлено следующее: налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующихо возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов.
При этом Приказом ФНС России от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138, применяемого с 1 июня 2005 года, утверждены:
- Акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам [ф. № 23 (полная)];
- Акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам [ф. № 23 (краткая)];
- Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам взносам (ф. № 39-1);
- Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам взносам (ф. № 39-1ф);
- Методическое указание по их заполнению.
2 От 03.10.2005 № 03-02-07/1-256.
Ссылаясь на ст. 32, 78, 79, п. 1 ст. 104, п. 7, ст. 114 НК РФ, в указанном Письме сообщается, что:
1) налогоплательщик имеет право заплатить штраф добровольно;
2) если налогоплательщик в добровольном порядке не произвел уплату штрафа, то налоговый орган обращается в суд;
3) переплата по штрафам может возникнуть как при добровольной уплате, так и по решению судебного органа;
4) Налоговый кодекс РФ не установил порядка возврата или зачета излишне уплаченных сумм штрафов, а применять в этом случае правила, прописанные в ст. 78 и 79 НК РФ, нельзя.
Таблица
Администратор |
Вид доходов |
Программа (подпрограмма) |
Экономическая классификация доходов (ЭКД) | |||||||||||||||||
группа |
подгруппа |
статья |
подстатья |
элемент | ||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 | |
1 часть |
2 часть |
3 часть |
4 часть |