В нынешнем году почти вдвое больше компаний практикуют программы для женщин и работающих мам, показывает исследование компании PricewaterhouseCoopers. Еще одной приятной новостью накануне 8 Марта стало известие о том, что заметно возросла доля женщин на таких ключевых постах, как генеральный и финансовый директор.
За последнее время значительно увеличилась доля представительниц прекрасного пола, пришедших или назначенных на руководящие посты (42%), в частности на такие ключевые позиции, как генеральный директор (21% в текущем году и 13% — в 2011 г.), финансовый директор (60% в 2012 г., 49% — в прошлом году). Традиционно высокой остается доля женщин на позициях главного бухгалтера, директора по персоналу, директора по маркетингу.
Более половины опрошенных отметили, что высокая лояльность к компании является преимуществом кандидатов-женщин в глазах работодателей. В 53% опрошенных компаний женщины работают дольше, чем представители сильной половины человечества.
Порядка 40% участников опроса отметили, что представители прекрасного пола по сравнению с мужчинами продолжительнее занимают одну и ту же должность и работают без продвижения по карьерной лестнице. По сравнению с результатами опроса в 2011 г. доля респондентов, отметивших этот факт, увеличилась на 13%. Лишь 20% опрошенных отметили, что мужчины склонны дольше оставаться в одной компании.
Кроме того, 43% респондентов отмечают работоспособность и трудолюбие в качестве основного преимущества кандидатов-женщин. Каждый третий считает, что они готовы работать за меньшее вознаграждение.
Главной причиной отсутствия программ поддержки женщин в российских компаниях 48% участников исследования считают незаинтересованность руководства.
Тем не менее за прошедший год почти вдвое возросла доля компаний, которые практикуют программы для женщин и работающих мам. Все больше работодателей предоставляют работающим мамам возможность трудиться дома один или несколько раз в неделю (45% в 2012 г., 36% — в 2011 г.).
Значительно возросла доля работодателей, предоставляющих медицинскую страховку детям и семье (35% в 2012 г., 21% — в 2011 г.). Руководители компаний стали уделять больше внимания развитию женщин, а также коучингу и программам психологической поддержки женщин.
Кроме того, возросла доля компаний, у которых есть программы адаптации для женщин после возвращения из декретного отпуска (с 9 до 10%).
Среди тех компаний, которые осуществляют выплаты, дополнительные к обязательным, почти в два раза выросла доля предприятий, практикующих ежемесячные выплаты (65% в 2012 г. против 38% в 2011 г.). Увеличилась доля компаний, которые предоставляют женщинам единовременные выплаты по возвращении из декретного отпуска (12% в 2012 г. по сравнению с 3% в 2011 г.).
В то же время опрос показал, что доля компаний, предоставляющих дополнительные единовременные выплаты женщинам при выходе в декретный отпуск, уменьшилась с 82% в 2011 г. до 53% в 2012 г.
Еще один негативный факт — увеличение по сравнению с прошлым годом доли компаний, не осуществляющих выплаты, дополнительные к обязательным, в период отпуска по беременности и родам на 13% (45% в 2011 г., 58% — в 2012 г.).
Интересно, что 10% компаний уже имеют, а 3% планируют принять официальную политику (стратегию), связанную с положением женщин в компании и их карьерным продвижением. Четверть респондентов ответили, что на их предприятиях имеются внутренние информационные ресурсы, ориентированные на женщин. То есть по сравнению с результатами прошлогоднего опроса наблюдается резкий рост (тогда лишь 6% компаний обладали подобными ресурсами).
К числу актуальных вопросов взаимоотношений работодателей и женщин почти половина участников опроса относит организацию рабочего времени и графика сотрудниц, имеющих маленьких детей. Без малого четверть респондентов считает актуальными вопросы, связанные с дальнейшим профессиональным развитием, а также адаптацией женщин в компании после их возвращения из декретного отпуска.