НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Постановление Правительства РФ от 06.02.2012 № 96
«О внесении изменений в перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5»
Внесены изменения в постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 988. Сразу скажем, что перечень НИОКР, при учете которых можно применять повышающий коэффициент, претерпел значительные корректировки. Полностью изменена структура документа. Теперь он разбит на шесть разделов:
— индустрия наносистем;
— информационно-телекоммуникационные системы;
— науки о жизни;
— рациональное природопользование;
— транспортные и космические системы;
— энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.
Разделы состоят из подразделов по видам технологий, а те в свою очередь содержат перечень конкретных исследований и работ. В новой редакции список НИОКР существенно расширен.
Изменения вступают в силу по истечении семи дней с даты опубликования комментируемого постановления (на момент подготовки номера в печать документ опубликован не был) и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г.
Приказ ФНС России от 30.01.2012 № ММВ-7-6/36
«Об утверждении форматов представления документов, используемых при выставлении и получении счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной подписи»
Налоговая служба выпустила форматы электронных сообщений о приеме и отправке счетов-фактур по ТКС. Утверждены следующие форматы документов:
— формат информационного сообщения об участнике электронного документооборота счетами-фактурами;
— формат извещения о получении электронного документа;
— формат подтверждения даты отправки документа;
— формат подтверждения даты получения документа;
— формат уведомления об уточнении электронного документа.
Напомним, что порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи был утвержден приказом Минфина России от 25.04.2011 № 50н.
Приказ ФНС России от 28.12.2011 № ММВ-7-3/985
«Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на игорный бизнес, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на игорный бизнес в электронном виде»
Приказом помимо формы и порядка заполнения декларации утвержден формат представления документа в электронном виде. Сама декларация изменилась незначительно. На титульном листе появились поля для кода экономической деятельности организации и информации о форме реорганизации или ликвидации компании. Реорганизованные компании должны будут также указать ИНН и КПП, присвоенные им до реорганизации инспекцией по месту постановки на учет в качестве плательщика налога на игорный бизнес.
В новой форме декларации учтены поправки, внесенные в главу 29 НК РФ, в частности касающиеся изменения перечня объектов обложения налогом на игорный бизнес. Для этого в раздел 2 «Расчет налога на игорный бизнес» включены в качестве объектов налогообложения процессинговые центры тотализаторов и букмекерских контор, а вместо касс этих игорных заведений теперь числятся пункты приема ставок целиком. В этом же разделе появилась таблица «Сумма исчисленного налога на игорный бизнес». В ней указывается сумма налога отдельно по каждой группе объектов налогообложения. Поля новой декларации адаптированы для заполнения с помощью программного обеспечения.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 06.02.2012 № 23148 и вступил в силу с 26 февраля 2012 г.
Решение ВАС РФ от 27.01.2012 № 16291/11
«Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим письма Минфина России от 24.10.2008 № 03-05-04-01/37»
В письме Минфина России, которое стало предметом судебного разбирательства, рассмотрен порядок обложения налогом на имущество организаций капитальных вложений в арендованные основные средства. Вопрос, кто в этом случае (арендодатель или арендатор) должен платить налог на имущество, до сих пор остается спорным. Минфин России считает, что эта обязанность лежит на арендаторе до тех пор, пока он не передаст арендованное имущество собственнику. При этом не имеет значения, являются капвложения возмещаемыми или нет.
Налогоплательщики не согласны с такой позицией и решили оспорить правомерность разъяснений Минфина России в суде. К сожалению, ВАС РФ встал на сторону финансистов. Арбитры сослались на нормы ПБУ 6/01 «Учет основных средств», а также приказы Минфина России от 29.07.98 № 34н и от 13.10.2003 № 91н. Исходя из этих документов до момента возврата арендованного имущества с неотделимыми улучшениями арендодателю либо до возмещения последним понесенных затрат именно арендатор признается лицом, осуществившим капитальные вложения, которые приносят ему экономические выгоды. Поэтому он должен учитывать капвложения у себя на балансе и уплачивать с их стоимости налог на имущество.
Письмо Минфина России от 10.02.2012 № 03-07-09/06
Специалисты финансового ведомства разъяснили порядок заполнения некоторых граф и строк нового счета-фактуры. По новым правилам составления счетов-фактур, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, при реализации товаров, если страной их происхождения является группа либо союз стран, цифровые коды и краткие наименования которых отсутствуют в Общероссийском классификаторе стран мира, в графе 10 «Цифровой код» счета-фактуры следует ставить прочерк.
Что касается графы 10а «Краткое наименование», в ней приводится наименование группы (союза) стран, отраженное в таможенной декларации или счете-фактуре поставщика, реализующего импортные товары на территории РФ. В частности, когда товары происходят из Европейского союза по графе 10а следует указывать «ЕС» или «Европейский союз».
При заполнении счетов-фактур по товарам, реализованным обособленными подразделениями организаций, в строке 2б записываются ИНН организации и КПП ее соответствующего обособленного подразделения, а в строке 3 — наименование и почтовый адрес этого подразделения.
При оказании услуг в графах 2 и 2а, предназначенных для отражения единицы измерения, ставятся прочерки.
Письмо Минфина России от 03.02.2012 № 07-02-06/14
Может ли компания для целей налогообложения прибыли начислять амортизацию по объекту незавершенного строительства, степень готовности которого составляет 18%?
По мнению Минфина России, так поступить нельзя. Финансисты привели следующую аргументацию.
Амортизируемым признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода. Кроме того, у такого имущество срок полезного использования должен превышать 12 месяцев, а первоначальная стоимость — более 40 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). При этом первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (ст. 257 НК РФ).
Объект незавершенного строительства не может удовлетворять вышеперечисленным условиям.
Исходя из этого, специалисты Минфина России пришли к выводу, что такое имущество нельзя признать амортизируемым.
Письмо Минфина России от 03.02.2012 № 03-04-06/8-20
По общему правилу стандартные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц предоставляются налогоплательщикам за каждый месяц налогового периода путем уменьшения в каждом месяце налоговой базы на соответствующий установленный размер вычета (ст. 218 НК РФ). Напомним, что с 1 января 2012 г. размеры стандартных вычетов на детей изменены. Так, на первого ребенка предоставляется вычет в размере 1400 руб., на второго ребенка — 1400 руб., на третьего и каждого последующего ребенка — 3000 руб. Кроме того, стандартный вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода, который предоставлялся физическим лицам до того момента, пока их доход не превысит 40 000 руб., с этого года отменен. Такие изменения в ст. 218 НК РФ внесены Федеральным законом от 21.11.2011 № 330-ФЗ.
Специалисты Минфина России разъяснили, что, если в отдельные месяцы налогового периода у налогоплательщика не было дохода, облагаемого НДФЛ по ставке 13%, стандартные налоговые вычеты предоставляются за каждый месяц налогового периода, включая те месяцы, в которых не было выплат дохода.
Письмо ФНС России от 03.02.2012 № ЕД-4-3/1692
Специалисты ФНС России разъяснили, что справка по форме 2-НДФЛ должна содержать сведения обо всех доходах, начисленных и выплаченных за отчетный год.
Работодатель обязан ежегодно представлять в инспекцию сведения о доходах сотрудников, а также о суммах начисленного, удержанного и перечисленного в бюджет НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ).
Сведения по форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611, подаются не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. В случае, когда начисленная за декабрь заработная плата была выплачена работникам только в январе, соответственно в этом же месяце компания перечислила в бюджет удержанные при выплате дохода суммы НДФЛ, возникает вопрос: надо ли указать эти сведения в справке 2-НДФЛ за отчетный год?
Налоговики пояснили, что в справке по форме 2-НДФЛ отражаются все доходы за прошедший год, начисленные и выплаченные работнику за выполнение трудовых обязанностей. Например, когда заработная плата за декабрь 2011 г. выплачена работнику в январе 2012 г., в разделе 3 «Доходы, облагаемые по ставке __%» справки по форме 2-НДФЛ за 2011 г. приводится и заработная плата за декабрь, выплаченная в январе. В строке 5.5 «Сумма налога перечисленного» справки указывается сумма налога за год, в том числе сумма НДФЛ, перечисленная с декабрьской зарплаты в январе.
Письмо Минфина России от 31.01.2012 № 03-07-15/11
Финансовое ведомство выпустило разъяснения о порядке применения постановления Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость».
Вопрос, рассмотренный в письме, очень важен, поскольку касается даты, с которой нужно применять новые формы документов. Постановление Правительства РФ было опубликовано в «Собрании законодательства РФ», № 3. Номер вышел из печати только 30 января 2012 г.
Минфин России считает возможным до начала нового периода по НДС, то есть до 1 апреля 2012 г., применять не только новые формы документов, но и прежние, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.
Отметим, что комментируемое письмо доведено до налоговых органов (письмо ФНС России от 02.02.2012 № ЕД-4-3/1547).
Письмо ФНС России от 26.01.2012 № ЗН-4-1/1159
«О порядке перекодирования КБК»
Налоговая служба рассказала, как инспекторы в карточках расчетов с бюджетом должны перенести остатки сумм НДФЛ с КБК 2011 г. на КБК 2012 г.
С 2012 г. применяются новые КБК, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.2011 № 180н. В связи с этим налоговые органы обязаны провести работу по перекодировке КБК в карточках расчетов с бюджетом. В частности, если несколько прошлогодних КБК объединяются под одним новым кодом, инспектор должен закрыть карточки с прежними значениями и перенести сальдо расчетов во вновь открываемые карточки с новыми значениями кодов. В письме приведена переходная таблица с КБК 2012 г.
Письмо ФНС России от 26.01.2012 № ЕД-4-3/1193
В связи с появлением постановления Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, утвердившего новую форму счета-фактуры, у бухгалтеров возникло немало вопросов.
Один из них связан с тем, можно ли в новую форму счета-фактуры вносить дополнительные реквизиты.
Фискалы отметили, что согласно п. 2 ст. 169 НК РФ невыполнение продавцом требований к счету-фактуре, не предусмотренных в п. 5 и 6 данной статьи, не является основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг). Поэтому наличие в счете-фактуре дополнительных реквизитов (сведений), не оговоренных Налоговым кодексом, а также утвержденной постановлением № 1137 формой документа, не считается основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
С такой позицией налоговиков согласился и Минфин России в письме от 09.02.2012 № 03-07-15/17.
Письмо Минфина России от 19.01.2012 № 03-03-06/1/21
Финансисты рассмотрели следующую ситуацию. Компания-лизингодатель по договору страхования является выгодоприобретателем при наступлении страхового случая, повлекшего утрату (угон, хищение) или конструктивную гибель лизингового имущества. В договоре лизинга содержится условие: в случае утраты имущества и расторжения в связи с этим договора лизингодатель обязан выплатить лизингополучателю разницу между суммой полученного страхового возмещения и суммой невыплаченных лизинговых платежей. Факт расторжения договора лизинга и обязанность лизингодателя перечислить лизингополучателю сумму, определенную согласно закрепленному в договоре условию, предусматриваются в дополнительном соглашении к договору лизинга. По мнению компании, эта сумма должна быть отнесена к налоговым расходам лизингодателя, поскольку такие затраты документально подтверждены, экономически обоснованны и отвечают критериям, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Минфин России поддержал позицию налогоплательщика. Сумму, рассчитанную как разница между полученным лизингодателем страховым возмещением и не выплаченными платежами по договору лизинга и перечисленную лизингополучателю, можно учесть в налоговых расходах при наличии необходимых документов. В данной ситуации это могут быть договор лизинга, дополнительное соглашение к нему и документы, подтверждающие перечисление лизингополучателю денежных средств.
Письмо Минфина России от 17.01.2012 № 03-11-11/4
Работнику выдали под отчет денежные средства на приобретение товаров. Но он потратил больше, чем получил на руки. В какой момент можно признать расходы на покупку товаров, если организация применяет упрощенную систему налогообложения?
Финансовое ведомство указало, что сразу списать разницу в виде образовавшегося перед сотрудником долга организация не имеет права. Ведь упрощенцы отражают только фактически оплаченные расходы. Это установлено в п. 2 ст. 346.17 НК РФ.
Таким образом, сумму потраченных работником собственных средств можно будет учесть в расходах в том отчетном периоде, в котором организация погасит перед работником задолженность. Сумму оплаченных расходов компания должна отразить в графе 5 книги учета доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154.
Письмо ФНС России от 28.12.2011 № ЕД-4-3/22400
С 3 ноября 2011 г. действует новый порядок лицензирования отдельных видов деятельности. Напомним, что он утвержден Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ и содержит новый перечень лицензируемых видов деятельности. Кроме того, теперь существует такое понятие, как бессрочные лицензии.
Согласно новым правилам ранее выданные лицензии (с определенным сроком) меняют свой срок действия и признаются бессрочными. В связи с этим возникает вопрос: как учесть в расходах затраты на приобретение лицензий, срок действия которых изменен на бессрочный? Дело в том, что такие лицензии уже не признаются нематериальными активами, поскольку не являются результатом интеллектуальной деятельности и иным объектом интеллектуальной собственности. На это указали специалисты налоговых органов в комментируемом письме.
Помимо этого, по мнению ФНС России, недосписанную стоимость лицензий, срок действия которых изменен на бессрочный, можно учесть в целях налогообложения прибыли единовременно в составе прочих расходов.
Если организация произвела другие расходы, связанные с получением лицензии (например, консультационные), их также можно учесть по ст. 264 НК РФ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Постановление Правительства РФ от 27.01.2012 № 35
«О внесении изменений в Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации»
Чтобы международный стандарт финансовой отчетности (МСФО) вступил в силу на территории РФ, решения о его введении в действие мало. Он должен быть опубликован в установленном порядке.
Согласно постановлению официальным опубликованием документа международных стандартов считается первая публикация его текста в журнале «Бухгалтерский учет» (официальное печатное издание, определяемое Минфином России) или первое размещение (опубликование) на официальном сайте Минфина России (www.minfin.ru).
Постановление вступило в силу с 16 февраля 2012 г.
Письмо Минфина России от 25.01.2012 № 07-02-06/10
Финансисты разъяснили, что с учетом положений Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации самостоятельно формируют учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. В составе учетной политики утверждаются и формы регистров бухгалтерского учета. Однако в случае, когда в соответствии с установленными правилами ведения бухучета учетной политикой организации не утверждены и не ведутся регистры бухгалтерского учета, в частности в форме карточек, привлечь компанию к ответственности на основании ст. 126 НК РФ нельзя.
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Приказ Минздравсоцразвития России от 22.11.2011 № 1385н
«О внесении изменений в порядок заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма - 4 ФСС), утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. № 156н»
Изменений, внесенных в приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 156н (далее — приказ № 156н), которым утверждена форма 4-ФСС, немного, но часть из них носит принципиальный характер. Теперь все без исключения плательщики страховых взносов обязаны всегда сдавать титульный лист, таблицы 1, 3, 6 и 7. Вместе с тем при отсутствии необходимых показателей страхователи освобождены от представления таблиц 2, 3.1, 4, 4.1, 5, 8 и 9.
В порядке заполнения титульного листа уточнено несколько моментов. Первый касается поля «Отчетный период». Второй — поля «Шифр страхователя». Данное поле состоит из семи ячеек. Первые три заполняют согласно приложению 1 к приказу № 156н, следующие две — согласно приложению 2 и последние две — согласно приложению 3.
Перейдем к сроку вступления в силу рассмотренных изменений. За 2011 г. отчетность по форме 4-ФСС следовало представить не позднее 15 января 2012 г. Поскольку этот день выпал на воскресенье, последним днем сдачи расчета считается 16 января.
В комментируемом приказе установлено, что форму, заполненную в соответствии с внесенными в нее изменениями, необходимо сдавать уже начиная с отчета за 2011 г. Документ вступает в силу по истечении десяти дней после даты официального опубликования. Он был опубликован в «Российской газете» только 27 января. Значит, дата его вступления в силу 7 февраля. Таким образом, сдать форму 4-ФСС, заполненную по-новому, в установленный срок не представлялось возможным.
ФСС России предвосхитил события и еще в прошлом году выпустил письмо от 28.12.2011 № 14-03-18/04-16256. В нем сказано, что приказ № 1385н находится на регистрации в Минюсте России. Поэтому были даны рекомендации применять изменения начиная с представления расчета за отчетный период — 2011 г.
Как быть тем, кто вопреки советам соцстраха сдал отчет по старой форме? На наш взгляд, поскольку документ вступил в силу по истечении установленного срока сдачи формы 4-ФСС, пересдавать ничего не нужно. Никакой ответственности к страхователю в данном случае применить нельзя. Более того, Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ вообще не предусматривает наказание за нарушение порядка заполнения расчета. Штраф установлен за нарушение срока его сдачи или за неуплату страховых взносов.