Липецкий областной Совет депутатов внес на обсуждение в Государственную думу законопроект об изменениях в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Цель — привести нормативные акты РФ в соответствие с международным законодательством об отходах.
Со времени принятия Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) Российская Федерация ратифицировала более 20 международных конвенций по вопросам охраны окружающей среды, участвовала в принятии Модельного закона «Об отходах производство и потребления» на Межпарламентской ассамблее государств — участников СНГ, Директивы «Об отходах» 2008/98/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза от 19 ноября 2008 г.
Одно из условий вступления России в ВТО — построение системы обращения с отходами, соответствующей европейским нормам.
Рассматриваемый законопроект устраняет отставание российского законодательства в правовом регулировании в этой сфере. Расширяется определение самого понятия «отходы» — к ним относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, образующиеся не только в процессе производства или потребления, но и при выполнении работ (оказании услуг), в результате жизнедеятельности животных, а также товары и продукция, утратившие свои потребительские свойства. В перечень видов отходов включены отсутствовавшие в прежней редакции биологические, бытовые, медицинские (к которым отнесены и фальсифицированные лекарственные средства), вторичное сырье и мусор. Следовательно, к производителям отходов теперь будут относиться не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и граждане.
Действующая редакция Закона № 89-ФЗ не содержит понятия утилизации отходов, которой в международных документах отводится едва ли не главная роль в сохранении окружающей среды. Законопроект предлагает закрепить в законе два определения — «утилизация отходов» и «переработка отходов». Утилизацией отходов будет считаться деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла и (или) обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий. К переработке отходов будет относиться деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования полученных сырья, энергии, изделий и материалов.
Деятельность по утилизации и переработке отходов I—IV классов опасности предлагается включить в перечень лицензируемых видов обращения с опасными отходами (подп. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Собственники объектов размещения отходов при их эксплуатации будут обязаны использовать технологии сортировки отходов с целью возврата в хозяйственный оборот отходов, пригодных к использованию в качестве вторичного сырья.
Еще одно важное дополнение Закона № 89-ФЗ касается усиления требований безопасности, в частности, при осуществлении деятельности, связанной с обращением с биологическими и медицинскими отходами. Методы их обезвреживания, переработки и утилизации должны быть безопасными для здоровья человека и окружающей среды.
К субъектам ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований обращения с отходами — по действующему положению ее несут должностные лица и граждане — предлагается отнести и юридических лиц.
Также в закон вводится принцип компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства об обращении с отходами. Компенсацию предлагается производить в порядке, установленном Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды.».
Кроме того, по мнению инициатора законопроекта, впоследствии потребуется принятие правовых актов, устанавливающих порядок использования, обезвреживания и захоронения готовой продукции и товаров (упаковки), утративших свои потребительские свойства; актов, регулирующих обращение многоразовой тары, порядок определения производителями класса опасности отхода. Необходимо будет внести изменения в документы, регулирующие порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия», ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, изменить Федеральный классификационный каталог отходов.