На рассмотрении в Госдуме находится законопроект, внесенный Президентом РФ. Проект содержит поправки в УПК РФ, направленные на уточнение порядка изъятия в ходе расследования уголовных дел, особенно экономической направленности, электронных носителей информации — компьютерных блоков, серверов, ноутбуков, карт памяти.
В век информационных технологий основные сведения хозяйствующие субъекты хранят на электронных носителях. Порядок изъятия и возврата законным владельцам указанных носителей в действующей редакции УПК РФ не установлен. И правоохранительные органы действуют в их отношении так же, как и с другими доказательствами. То есть изымают и не возвращают, пока идет процесс их изучения и следственные мероприятия. А это может не только существенно затруднить, но и сделать невозможной деятельность организации.
В проекте установлено, что изъятие электронных носителей производится с участием специалиста. При этом владелец вправе заявить ходатайство о копировании информации с изымаемых устройств. Информация копируется на другие носители, предоставленные законным владельцем изымаемых.
Получить копии с изымаемых носителей хозяйствующему субъекту не удастся, если это будет препятствовать расследованию преступления либо по заявлению специалиста повлечет за собой утрату или изменение информации. Носители, содержащие скопированную информацию, передаются законному владельцу изымаемых устройств.
В проекте предложены специальные правила для хранения и возврата электронных носителей. Изъятые электронные устройства возвращают их законным владельцам после осмотра и производства других необходимых следственных действий. Но при условии, что этим не будет причинен ущерб процессу доказывания. Если по завершении неотложных следственных действий вернуть носители владельцу не представляется возможным, то по его ходатайству информация с них может быть также скопирована. Причем копирование производится при участии владельца и понятых.
Проектом также предусмотрено, что предметы, включая электронные носители информации, и документы, изъятые в ходе досудебного производства, но не признанные вещественными доказательствами, возвращаются лицам, у которых они были изъяты, с учетом требований о разумных сроках осуществления уголовного судопроизводства (п. 4 ст. 81 и ст. 6.1 УПК РФ).