Не так давно было обнародовано письмо ФАС России от 01.12.2011 № АК/44573, посвященное размещению рекламы на знаках дорожного движения и их опорах. В письме даны разъяснения по следующим вопросам: размещение какой информации на дорожных знаках недопустимо, какую информацию размещать можно и как поступать, если ранее принятые в данной сфере правовые акты противоречат Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).
Распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается (ч. 3 ст. 19 Закона о рекламе). Реклама — это информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, продвижению на рынке (ст. 3 Закона о рекламе). Поэтому, по мнению антимонопольщиков, на дорожных знаках и их опорах не допускается размещение информации, содержащей:
- наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, торгового предприятия (например, «Аптека 36,6», «Автозаправочная станция ТНК-ВР», «Гипермаркет „Ашан“ — 2 км», «ИКЕА 150 м»);
- наименование товара, включая товарный знак или логотип (например, «Шоколад „Аленка“», «МегаФон — в салонах „Связной“»).
В то же время ФАС России считает, что размещение на знаке дорожного движения или его опоре указания на профиль деятельности организации, не позволяющего индивидуализировать данную организацию, не подпадает под понятие рекламы. Так, размещение наименований «Аптека», «Супермаркет», «Салон красоты» и т.д. не противоречит ст. 19 Закона о рекламе. Кроме того, допускается размещать на дорожном знаке или его опоре информацию, касающуюся транспортной инфраструктуры, но только если эта информация не содержит каких-либо характеристик объекта или его описания. То есть размещение на знаках или их опорах табличек типа «Аэропорт „Домодедово“» или «Курский вокзал» не является нарушением законодательства.
ФАС России также разъясняет вопросы применения действующего ГОСТ Р 52289-20040 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утвержден приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст, далее — ГОСТ). Дело в том, что этот документ допускает размещение на знаках информации о различных объектах, услугами которых пользуются участники дорожного движения. К такой информации ГОСТ относит адрес, телефон, вид деятельности, направление движения, расстояние до объекта и проч. Эти положения противоречат ч. 3 ст. 19 Закона о рекламе, который имеет более высокую юридическую силу. Ведь ГОСТ — национальный стандарт и применяется на добровольной основе (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»). Положения ГОСТа могут применяться только в части, не противоречащей Закону о рекламе (ч. 2 ст. 40 Закона о рекламе).
ФАС России также высказала свое мнение по поводу лиц, привлекаемых к ответственности на основании ч. 1 ст. 14.38 КоАП РФ. Данная статья предусматривает наказание за размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах. Субъект ответственности за это правонарушение прямо не установлен, ч. 6—8 ст. 38 Закона о рекламе лишь разграничивают ответственность рекламодателя, рекламораспространителя и рекламопроизводителя за нарушение отдельных положений названного закона, не устанавливая их исчерпывающий перечень. Поэтому, по мнению ФАС России, отвечает за нарушение по ч. 1 ст. 14.38 КоАП РФ рекламораспространитель (владелец рекламной конструкции).