Доверие между менеджментом и контроллером определяет успех предприятия

| статьи | печать

Успех предприятия и его результаты во многом зависят от роли контроллера. Она формируется на основе доверия и совместной работы менеджера и контроллера. Исходя из разнообразия подходов к контроллингу и эффективности их взаимодействия на разных предприятиях контроллеры играют различные роли. Эти роли обобщены в последнем исследовании специалистов НИИ менеджмента и контроллинга Германии и международной организации контроллеров. Изучив результаты исследования, можно понять перспективы развития контроллинга.

Особенность профессии контроллера состоит в нечетком разграничении задач и множестве концепций контроллинга (см. «ЭЖ», 2011, № 16). По результатам опроса, проведенного в 2011 г., лишь около 30% контроллеров считают, что их задачи и деятельность четко определены и регламентированы. Контроллинг возникает в совместной работе менеджера и контроллера. Контроллер должен обладать не только профессиональной, но и социальной компетенцией, коммуницировать с менеджментом для успешного развития предприятия.

Контроллинг занимается прошлым, настоящим и ориентирован на будущее предприятия. На разных предприятиях он выполняет неодинаковые функции и выступает в различных ролях (собирательное понятие, включающее задачи, функции для ее выполнения и необходимые компетенции). Спектр восприятия и понимания контроллинга менеджментом широк. По ролям контроллера можно судить о развитии контроллинга (см. таблицу). В названии каждой роли проявляется его доминирующая черта. Картина ролей контроллера со временем меняется. Если традиционно его воспринимают как слугу цифр, то в современном понимании это бизнес-партнер менеджера.

От счетчика гороха до консультанта менеджера

Роль контроллера как счетчика гороха означает, что он занимается прежде всего цифрами и данными и выполняет классическую функцию информационного обеспечения. В этой роли односторонняя ориентация на контроль не позволяет выполнять функции формирования и развития бизнеса в будущем.

Приведенные в таблице роли контроллера взаимосвязаны. Они развиваются и дифференцируются из его основополагающей функции — информационного обеспечения менеджмента. Ответственность за аналитику предприятия — основа деятельности контроллера, а полученные при сборе, анализе и интерпретации информации знания позволяют ему участвовать в текущем планировании и поддерживать менеджмент. Если при этом возникает доверие, у контроллера появляется возможность выполнять дополнительную функцию партнера менеджмента по бизнесу на более высоком уровне. Но, конечно, только при условии, что контроллер обладает базовыми функциями и отвечает предъявляемым к нему требованиям. То, как эти роли проявляются на практике, показывают результаты исследования.

Менеджмент о контроллерах

Результаты исследования продемонстрировали широкий разброс понимания и восприятия контроллера менеджментом. В подавляющем большинстве это роли внутреннего консультанта (67% опрошенных) и экономической совести предприятия (59%) (диаграмма 1).

Распространенность роли контролера (52%) исследователи характеризуют как неожиданный результат. В этом случае вряд ли возможны полное доверие между контроллером и менеджментом и их партнерство. Кроме того, от контроллера не ждут работы на будущее. Об этом говорит низкое распространение роли контроллера как агента изменений (8%), инноватора (4%) и архитектора (2%).

В будущем менеджеры ожидают от контроллеров выполнения роли внутреннего консультанта, экономической совести, агента изменений и штурмана, в меньшей мере — контролера. С этим согласны и сами контроллеры. Негативные же роли, такие, как придворный шут, счетчик гороха и тормоз, практически не упоминались (диаграмма 2).

Изменения в роли контроллера, которые желают видеть менеджеры, приведены на диаграмме 3. Больше всего они хотят уйти от роли контролера (129 из 134 предприятий, или 96% опрошенных), поскольку именно это традиционное и широко распространенное восприятие контроллинга считается самым серьезным препятствием в партнерской работе менеджмента и контроллера. Менеджеры видят развитие роли контроллера как внутреннего консультанта, в большей мере как штурмана. По их мнению, должно возрасти значение контроллинга, ориентированного на будущее (агент изменений и инноватор).

Что касается роли контролера и собаки-ищейки, здесь обратный тренд. Хотя эти роли по желанию менеджмента должны были становиться менее распространенными, данные 2006 г. говорят об обратном. Особенно это касается роли контролера.

Исследователи отмечают, что анализ изменений в понимании контроллинга со временем (результаты исследования 2006—2010 гг.) не показал четкого тренда. Вместе с тем они обратили внимание на то, что в 2010 г. контроллера обычно рассматривали как внутреннего консультанта при одновременном распространении его непопулярной роли контролера (по сравнению с 2006 г.).

В ходе исследования было установлено, что роли контроллеров формируются под влиянием их собственной деятельности и изменений во внешней среде. А восприятие контроллера менеджментом изменяется в зависимости от статуса контроллера, измеренного индексом контроллера. При высоком статусе его рассматривают чаще как внутреннего консультанта, экономическую совесть или как штурмана, а при низком — преимущественно как контролера и ищейку.

Индекс контроллера определяет его статус

Рассматривая роли и задачи контроллера с различных перспектив, исследователи рассчитали индекс контроллера, характеризующий его положение и репутацию в целом. Цель подобного расчета — создать целостное представление о контроллере на предприятиях и сформировать его статус. Индекс выведен на основании существующей оценки и ожидаемой в будущем полезности контроллеров для практики. Для его создания сложили девять рейтингов из четырех категорий в общую оценку (диаграмма 4).

При формировании индекса контроллера использовали четыре перспективы:

  • взаимодействие контроллинга с менеджментом основывается на продукте контроллинга, возникающем в совместной работе с менеджментом. Эта перспектива охватывает спрос на услуги контроллинга, качество совместной работы, а также влияние контроллера на принятие решений менеджментом;
  • аспекты деятельности контроллера, не связанные с совместной работой с другими подразделениями. Эта перспектива рассматривает содержание и нагрузку контроллера, а также вопросы его карьеры и зарплаты. Результаты детального статистического анализа говорят в пользу высокой валидности индекса (мера соответствия методики и результатов исследования поставленным задачам). Вместе с тем статистические оценки свидетельствуют о том, что вопросы нагрузки и оплаты труда контроллера не могут быть избирательно использованы для оценки его положения (репутации). А поскольку цель состояла в создании совокупного индекса контроллера, оценки нагрузки и оплаты труда контроллеров при суммировании оценок при образовании индекса не учитывались;
  • группы агрегированных оценок вклада контроллинга в развитие предприятия по требованию респондентов оценивали обобщенно;
  • перспективы контроллинга.

Как показали результаты анализа, приведенные перспективы адекватно описывают статус контроллинга, а контроллеры в целом довольны своим положением. Средняя оценка по пятибалльной шкале составила 3,7 балла, что свидетельствует о согласованных ответах. Положительным результатом при определении индекса исследователи считают прежде всего огромное влияние на него важности задач контроллера, спроса на услуги контроллинга, а также совместной работы контроллера и менеджмента. Меньшее влияние на индекс оказали удовлетворенность контроллера своим влиянием на решения менеджмента, репутацией, окладами и возможностями профессионального роста. В целом контроллеры с оптимизмом смотрят в будущее.

Необычным в результатах исследователи сочли сочетание высокого значения относительной удовлетворенности контроллера совместной работой с менеджментом при одновременном относительно низком влиянии контроллера на принятие решений менеджментом. Важно, что контроллинг востребован и он может использовать отношения доверия для влияния на решения менеджмента. Это означает, что его роль может меняться в желаемом для него направлении.

Исследователи отмечают также, что самый высокий статус контроллеров в Германии — в средствах массовой информации/ИТ-отрасли, химической промышленности и торговле. В общественном секторе и строительстве статус контроллинга ниже. Успешные предприятия ценят контроллеров больше, их статус здесь выше. А у контроллеров, подвергающих сомнению решения менеджмента и выступающих в качестве «критического коллеги менеджера», в среднем положение лучше, чем у их коллег, не выполняющих этой роли.

Применение двух подходов к изучению роли и статуса контроллера позволило получить о нем как общее, так и детализированное представление в динамике. Совмещение результатов этих подходов показало, что при высокой оценке статуса контроллера на предприятии (высокий индекс) его воспринимают как внутреннего консультанта, экономическую совесть и штурмана. Если же положение контроллера ниже, в восприятии его роли преобладают негативные аспекты — тормоз, счетчик гороха, собака-ищейка и контролер.

Высокое положение контроллера — фактор успеха предприятия

Исследование также выявило прямую связь между индексом контроллера и успехом предприятия (диаграмма 5). На менее успешных предприятиях положение контроллинга, как правило, низкое, что соответствует низким оценкам его индекса. Для трактовки приведенных взаимосвязей на диаграмме 5 исследователи предложили две альтернативы. Одна — высокий статус контроллера ведет к росту успехов предприятия, другая — контроллеры имеют более высокий статус, если предприятие успешно. Вторая альтернатива не исключается, но она менее убедительна, чем первая. Это подтверждают результаты исследования контроллера во время кризиса: на затронутых кризисом предприятиях влияние контроллера возрастает (см. «ЭЖ», 2011, № 07). Кроме того, вторая альтернатива не вписывается и в старую добрую мудрость: «Плохие времена для предприятия означают хорошие времена для контроллера».

Среди отдельных перспектив (аспектов) индекса контроллера, в большей мере влияющих на успех предприятия, исследователи отметили качество совместной работы менеджера и контроллера.

На практике контроллер востребован для совместной работы с менеджментом. Речь идет о выявлении мест в цепочке создания стоимости, которые пока выполняются неэффективно, и их рационализации. Для выполнения этой функции необходима доверительная совместная работа, поскольку только таким образом контроллинг может точно понять задачи и информационную потребность менеджмента.

Общий вывод исследования таков: вектор развития контроллера направлен на партнерскую совместную работу с менеджером, изменения уже происходят. Вместе с тем иногда по экономическим соображениям (из-за экономического и финансового кризиса) требуется и роль контролера.

Инструменты контроллинга на практике

Исследователи также отмечают, что среди множества инструментов контроллинга в области долгосрочного планирования, систем бюджетирования, учета издержек, систем поддержи решений и оценки результативности и эффективности бизнеса, как правило, используют на практике и считают наиболее полезными бюджетирование для контроля издержек и расчет результатов по продуктам. В будущем большая польза ожидается от комбинирования стратегических планов с бюджетами, а также от бенчмаркинга оперативных процессов. Контроллеры с высоким статусом, предлагающие стратегические, инновативные и комбинированные практические подходы, охватывающие все предприятие, приносят значительно большую пользу, чем их коллеги с низким статусом.

к сведению

Исследование основано на опросе, организованном на базе информационной панели контроллинга, созданной по инициативе института менеджмента и контроллинга в ходе совместного проекта школы бизнеса и международной организацией контроллеров (ICV). В исследовании приняли участие 314 предприятий из 850 членов панели различных отраслей экономики. Среди участников опроса большинство — 62% — предприятия среднего бизнеса с ежегодным оборотом от 51 млн до 1 млрд евро, 24 — участники малых предприятий с оборотом до 50 млн евро и 14% — крупные предприятия с годовым оборотом свыше 1 млрд евро. Панель была организована для проведения долгосрочных исследований по бенчмаркингу и выявления лучших практик в контроллинге.

Общеупотребительные (популярные) роли контроллера

Счетчик гороха

Штурман

Архитектор

Слуга цифр. Слишком увлечен и обеспокоен цифрами. При этом возникает непонимание между предпринимательской интуицией и анализом данных

По аналогии с кораблем, на котором капитал задает цель, а штурман поддерживает курс в направлении этой цели. Здесь функция контроллинга состоит в ориентации предпринимательской деятельности на поставленную цель

Самостоятельное выполнение деятельности по организации предприятия, что редко связано с контроллингом

Тормоз

Экономическая совесть

Инноватор

Контроллинг выполняет роль фильтра в процессе планирования и бюджетирования. Эта роль образуется, когда принятые в центральном офисе сокращения бюджетов реализуются децентрализованно

Такое представление контроллинга проявляется во взаимодействии между контроллингом и менеджментом. Задача контроллинга — вызвать у менеджера сомнение в эффективности его деятельности

Пока эта роль носит подчиненный характер. Обычно во взаимодействии менеджер — контроллер контроллинг поддерживает менеджера, а инновативные подходы ожидают от менеджмента

Контролер

Агент изменений

Внутренний консультант

Контроль — основная задача контроллера. При этом необходимо также хорошее понимание ситуации, чтобы избегать нежелательных последствий контроля (например, выставление ошибок на показ)

В этой роли контроллинг независим и может инициировать и сопровождать процессы изменения на предприятии.

Под этим образом контроллера скрывается множество функций, выходящих за рамки представления данных. Например, предлагает мероприятия для корректировки отклонений в бюджете

Ищейка

Коммуникатор

Придворный шут

Отражает функцию контроллинга поиска потенциала для рационализации деятельности и причин отклонений

Эта роль подчеркивает значение взаимодействия между менеджментом и контроллингом, который должен таким образом представить производственные данные и интерпретировать их, чтобы положительно повлиять на поведение менеджмента

Описывает контроллинг как единственную инстанцию способную высказывать нежелательную правду, не опасаясь негативных последствий

Источник: http://www.haufe.de/controllerwissen