Трудная задача у правительства. С одной стороны, оно старается стимулировать вывод зарплат из тени и понижает ставку ЕСН, что можно только приветствовать. Но работодатели не очень-то откликнулись. А с другой — из-за этих новшеств внебюджетные фонды получают средств меньше, чем могли бы рассчитывать, и вынуждены или постоянно уменьшать свои обязательства, или же, грубо говоря, влезать в долги.
По мнению ПФР, снижение ставки ЕСН в нынешнем году до 26% сделало дефицит пенсионной системы непросто реальностью, а грозит катастрофическими последствиями. Конечно, дотации из федерального бюджета временно позволяют сдержать ситуацию, но уже через два года, по словам главы ПФР Геннадия Батанова, дефицит достигнет одного триллиона рублей. И это притом, что весь бюджет фонда сейчас составляет 1,3 триллиона рублей.
И все-таки не стоит спешить делать выводы. Не прошло и года, как действуют новые условия. Предприниматели среагируют не сразу, ведь высокая ставка ЕСН не единственное препятствие для вывода зарплат из тени.
Однако правительство, предвидя рост дефицита ПФР, нашло, на его взгляд, быстрый способ борьбы с ним. Пенсионная реформа фактически свернута. Не до накопительных механизмов обеспечения пенсий будущим пенсионерам: денег не хватает на выплаты нынешним старикам.
Различные специалисты подсказывают выходы из сложившегося пенсионного тупика, но вряд ли они будут восприняты с энтузиазмом населением. Тот же глава ПФР считает, что граждане должны сами заботиться о своей пенсии и производить определенные отчисления из своих доходов.
А руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев предупреждает, что в ходе борьбы с дефицитом все-таки придется скорректировать пенсионный возраст. В общем, чтобы получить приемлемую пенсию, гражданам придется работать дольше. Правда как-то упускается, что среднестатистический российский мужчина уже не доживает до вожделенного выхода на пенсию.
В последнее время и ФСС стал ареной жарких схваток. И не без оснований. Предполагалось, что в текущем году в ФСС образуется дефицит бюджета в размере почти 15 млрд рублей. И выход был найден: первые два дня временной нетрудоспособности должны оплачивать работодатели.
Однако итоги исполнения бюджета ФСС за 2004 год показали, что резервы-то были. Так, расходы по больничным составили всего 80% от запланированных. Народ не стал меньше болеть. Просто работники и работодатели проявляют редкое единство: зачастую ни тем, ни другим не выгодно оформлять больничный.
Другим резервом борьбы с дефицитом бюджета ФСС должно стать исключение нестраховых выплат. К примеру, в прошлом году на оплату пособий по уходу за ребенком, оздоровление детей, финансирование детско-юношеских спортшкол ушел 21% средств. Никто не спорит— это очень социально значимые расходы, но финансировать их должно государство из бюджетов различных уровней.
Не лучше ситуация и с медициной, которая наполовину финансируется из Фонда обязательного медицинского страхования. Недавно правительство утвердило Программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на следующий год. Денег выделяют столько, сколько могут, а не сколько надо.
Скажем, в следующем году на лечение среднего россиянина будет потрачено 3,4 тысячи рублей. Для сравнения: в США или странах Европы на эти же цели тратится в30—40 раз больше средств.
Интересное мнение при этом высказывает министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов:«Конституция России гарантирует лишь оказание бесплатной медицинской помощи, но в ней ничего не сказано о ее качестве». То есть министр считает, что государство не обязано во что бы то ни стало повышать уровень медицинского обслуживания. Выход опять же видится в развитии платной медицины. Тем более что она давно уже стала ею де-факто.
Если в ближайшее время не предпринять кардинальных шагов, то система внебюджетных фондов столкнется с таким финансовым кризисом, что властям и не снился. И все это на фоне кажущегося благополучия в экономике и безумно высоких цен на энергоносители.
Впрочем, хотелось бы предостеречь власти от самого простого, но самого пагубного по последствиям способа — от примитивного повышения ставки ЕСН. Нужна реальная реформа системы внебюджетных фондов.
В зеркале статистики
Экспертный опрос, проведенный среди членов Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР), показал, что увеличение нагрузки на фонд оплаты труда в 2005 году отметили 66% респондентов. Главная причина — введение оплаты первых двух дней временной нетрудоспособности за счет работодателей. В среднем расходы возросли на 1,5% от фонда оплаты труда. Рост административных расходов по этой причине отметили 81% предприятий. А всего, по данным КСОРР, на оплату первых двух дней больничных предприятия потратят в этом году почти 19 млрд рублей.
Кстати говоря
По данным фонда «Индем», с 2001 по 2005 год уровень коррупции в здравоохранении снизился на 33,4%, но при этом увеличился средний размер взятки врачам. С одной стороны, это говорит о повышении роли официальной платной медицины, а с другой — малообеспеченные граждане отказываются от услуг бесплатного здравоохранения.