Это должно было произойти еще к 1 апреля. 55 управляющих компаний, допущенных к работе с пенсионными накоплениями, хотели принять типовой кодекс профессиональной этики негосударственных пенсионных фондов (НПФ).
Но, видимо, этот день посчитали не самым серьезным для принятия столь важного документа, и официальной датой его «рождения» стало 29 июля текущего года.
Вопрос о создании этического кодекса назрел давно. Во многих пенсионных фондах не было четкого представления «что такое хорошо и что такое плохо». Некоторые из них, к примеру, договаривались с руководством крупных предприятий, которое, в свою очередь, настоятельно «рекомендовало» своим работникам на добровольно-принудительных началах выбрать ту или иную управляющую компанию.
Однако начиная уже с 30июля такое произойти не сможет (по крайней мере, хотелось бы в это верить). Потому как кодекс содержит в себе свод правил и процедур, обязательных для соблюдения должностными лицами и сотрудниками фонда, а также санкции, применяемые к нарушителям за их неисполнение.
Немалое внимание в принятом документе уделяется и процедурам по выявлению и предотвращению конфликта интересов фонда и застрахованных лиц.
Здесь, видимо, имеются в виду случаи, когда работники фондов используют не по назначению средства вкладчиков и имеют от этого материальную выгоду: инвестируют накопленные средства в ценные бумаги, выпущенные учредителями или вкладчиками, размещают деньги на счета или в депозиты в кредитных организациях-учредителях или вкладчиков фонда.
Большое внимание создатели документа уделили и предотвращению неправомерных использований должностными лицами и сотрудниками НПФ конфиденциальной информации. Для этого предложили установить различные уровни доступа к ней.
Раскрыть и решить вышеперечисленные проблемы в пенсионных фондах (и не только в них) необходимо было давно.
Но этика — понятие по большому счету эфемерное. И зависит оно от культуры и порядочности одного конкретного человека.
На сегодняшний день существуют и во всю работают этические кодексы российского врача, белорусской медсестры, консультантов консалтинговых и управляющих компаний, госслужащего, политпсихолога, работников туризма, маркетинговых агентств…
Само слово «кодекс», и уж тем более «этический», стало ультрамодным. Эту фразу употребляют при любом удобном случае большинство политиков и руководителей, чтобы, так сказать, быть на высоте. Правда, меняется от этого мало что. Потому как слыть и быть — две большие разницы…