Влияние городских администраций на создание условий для развития частного предпринимательства в муниципальном образовании может быть более значимым даже на фоне недостаточно благоприятных условий в субъекте РФ. Это один из главных выводов аналитиков Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», осуществивших в 2010—2011 гг. масштабное исследование делового климата в городах и регионах страны совместно с российской консалтинговой компанией Strategy parthers, Евразийским институтом конкурентоспособности и Национальным партнерством участников микрофинансового рынка.
Мониторинг предпринимательской среды осуществлен в 40 субъектах Федерации из 83 и в мегаполисах с численностью населения более миллиона человек. Тем не менее исследование дает возможность оценить самочувствие малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании или в регионе. Остановимся на местном уровне, предпринимательский климат которого представлен в исследовании городами-миллионниками.
Рейтинг по сумме разных индексов представлен в таблице. Первое место занимает Челябинск. Он лидер по основному фактору «Недвижимость и инфраструктура», входит в первую тройку по двум другим слагаемым индекса и ни по одному из показателей не опускается ниже седьмого места. На его воображаемом светофоре перед малым и средним бизнесом горит зеленый свет. У Москвы — желтый фонарь, у Санкт-Петербурга — вовсе красный. Властям городов со статусом субъекта РФ придется решать, быть или не быть малому бизнесу в двух российских столицах, считают авторы исследования. На их светофоре под названием «Индекс условий для развития малого и среднего бизнеса» красный свет перед местным предпринимательством горит помимо Северной столицы в Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде. Нейтральный желтый фонарь светит наряду с Москвой в Казани, Уфе, Омске и Новосибирске. Зеленый свет горит не только Челябинску, но и Екатеринбургу и Самаре. Примечательно, что Екатеринбург занимает высокое место в рейтинге, в то время как Свердловская область находится в аналогичном рейтинге топ-40 на 29-й строчке.
Индекс делового климата соответствует оценке ситуации самими предпринимателями. Так, лишь 2% опрошенных в Москве представителей малого и среднего бизнеса отметили, что развитие частного предпринимательства в городе является приоритетом для мэрии. В Челябинске таких на 5% больше. В Москве 57% предпринимателей считают, что правительство столицы мало внимания уделяет развитию малого и среднего бизнеса в мегаполисе. В Челябинске такого же мнения о городских властях придерживаются только 37% опрошенных предпринимателей.
78% челябинских бизнесменов знают о программах поддержки малого и среднего бизнеса в городе и 8% участвуют в реализации муниципальных программ. В Москве эти показатели равны соответственно 49% и 10%.
В целом по всем городам-миллионникам участие в муниципальных программах развития малого и среднего бизнеса принимают 7% компаний. 71% участников таких мероприятий положительно отзываются об эффективности местных программ, 5% отказались дать оценку, 14% дали нулевую оценку, 10% посчитали эффективность низкой.
Еще один статистический показатель не в пользу столицы. На 1000 москвичей приходится 19,7 малых предприятий, в Челябинске — 59.
Любопытно, что 52% челябинских предпринимателей не практикуют решение проблем с помощью подкупа, а в Москве принципиальных противников взяток — 32%. Но в Челябинске никто не признался во взяткодательстве, а в столице 15% опрошенных честно ответили, что давали взятки. При этом 53% московских респондентов отказались отвечать на вопрос о взятках, а в Челябинске — 48%.
Во всех российских городах-миллиониках считают, что ситуация по муниципальной поддержке малого и среднего бизнеса ухудшилась по сравнению с докризисными годами. В частности, стало сложнее открыть новое дело.
Большие проблемы для всего российского малого и среднего бизнеса сосредоточены в кадровой сфере. Рынок труда не способен удовлетворить потребности компаний ни в инженерах и технических специалистах, ни в квалифицированных рабочих. Исследование «ОПОРЫ России» показало, что даже подбор работников для непроизводственных подразделений сопряжен со значительными трудностями. 56% участников исследования признаются, что очень сложно найти нужного работника, и только 23% опрошенных руководителей малых и средних предприятий утверждают, что не испытывают дефицита профессиональных кадров.
Но и малый бизнес предлагает невысокое качество рабочих мест, когда низкая производительность труда не обеспечивает достойный заработок.
Получается замкнутый круг: предпринимателям нужны подготовленные кадры, но они не в состоянии дать профессионалам квалифицированное рабочее место.
Такое кадровое обеспечение малого и среднего бизнеса выглядит особенно удручающей в сравнении с европейскими странами. К примеру, в Болгарии, Венгрии и Дании более половины малых и средних компаний не испытывают ни малейших сложностей при подборе сотрудников. Средний показатель кадрового обеспечения малого предпринимательства в Европе составляет 47%. Россия в этом рейтинге занимает 29-е место — позади нас только Эстония и Литва.
В отсутствие государственной программы подготовки профессиональных кадров решение проблемы видится в межмуниципальной кооперации, которая находится на грани нестыковок налогового и бюджетного законодательства с законом о местном самоуправлении, о чем постоянно пишет «ЭЖ».
Рейтинг городов-миллионников России по условиям для развития малого и среднего бизнеса
Города |
Недвижимость |
Доступность людских ресурсов |
Доступность финансовых ресурсов |
Административный климат и безопасность |
Система поставщиков |
Индексы по пятибалльной шкале | |||||
Челябинск |
3,03 |
2,77 |
2,40 |
3,56 |
3,21 |
Екатеринбург |
2,62 |
3,00 |
2,48 |
3,62 |
3,23 |
Самара |
2,75 |
2,77 |
2,61 |
3,40 |
3,28 |
Казань |
2,67 |
2,79 |
2,60 |
3,39 |
3,20 |
Уфа |
2,78 |
2,46 |
2,39 |
3,49 |
3,45 |
Омск |
2,64 |
2,64 |
2,16 |
3,54 |
3,46 |
Москва |
2,64 |
2,50 |
2,31 |
3,38 |
3,22 |
Новосибирск |
2,60 |
2,50 |
2,43 |
3,33 |
3,12 |
Санкт-Петербург |
2,61 |
2,50 |
2,09 |
3,27 |
3,19 |
Нижний Новгород |
2,41 |
2,24 |
2,23 |
3,41 |
3,22 |
Ростов-на-Дону |
2,36 |
2,54 |
1,88 |
3,05 |
2,69 |
Источник: «ОПОРА России»
Индекс условий для развития малого и среднего бизнеса
Недвижимость и инфраструктура |
Людские ресурсы |
Финансовые ресурсы |
Административный климат и безопасность |
Система поставщиков |
Индикаторы |
|
|
|
|
Доступность земельных участков |
Доступность квалифицированных инженеров и техников |
Доступность финансовых ресурсов на срок до 1 года |
Доля незаконных выплат чиновникам в выручке компаний |
Доступность поставщиков, машин и оборудования |
Доступность производственной недвижимости |
Доступность квалифицированных рабочих |
Доступность финансовых ресурсов на срок от 1 года до 3 лет |
Свобода от давления со стороны проверяющих инстанций |
Доступность поставщиков комплектующих |
Доступность офисных помещений |
Доступность специалистов для непроизводственных подразделений |
Доступность финансовых ресурсов на срок свыше 3 лет |
Свобода от давления со стороны правоохранительных органов |
Доступность поставщиков бизнес-услуг |
Качество транспортной инфраструктуры |
|
|
Свобода от давления со стороны криминала |
|
Качество логистической инфраструктуры |
|
|
|
|
Доступность новых энергетических мощностей |
|
|
|
|
Доступность тарифов на электроэнергию |
|
|
|
|
Источник: «ОПОРА России»