Малый бизнес в большом городе

| статьи | печать

Влияние городских администраций на создание условий для развития частного предпринимательства в муниципальном образовании может быть более значимым даже на фоне недостаточно благоприятных условий в субъекте РФ. Это один из главных выводов аналитиков Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», осуществивших в 2010—2011 гг. масштабное исследование делового климата в городах и регионах страны совместно с российской консалтинговой компанией Strategy parthers, Евразийским институтом конкурентоспособности и Национальным партнерством участников микрофинансового рынка.

Мониторинг предпринимательской среды осуществлен в 40 субъектах Федерации из 83 и в мегаполисах с численностью населения более миллиона человек. Тем не менее исследование дает возможность оценить самочувствие малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании или в регионе. Остановимся на местном уровне, предпринимательский климат которого представлен в исследовании городами-миллионниками.

Рейтинг по сумме разных индексов представлен в таблице. Первое место занимает Челябинск. Он лидер по основному фактору «Недвижимость и инфраструктура», входит в первую тройку по двум другим слагаемым индекса и ни по одному из показателей не опускается ниже седьмого места. На его воображаемом светофоре перед малым и средним бизнесом горит зеленый свет. У Москвы — желтый фонарь, у Санкт-Петербурга — вовсе красный. Властям городов со статусом субъекта РФ придется решать, быть или не быть малому бизнесу в двух российских столицах, считают авторы исследования. На их светофоре под названием «Индекс условий для развития малого и среднего бизнеса» красный свет перед местным предпринимательством горит помимо Северной столицы в Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде. Нейтральный желтый фонарь светит наряду с Москвой в Казани, Уфе, Омске и Новосибирске. Зеленый свет горит не только Челябинску, но и Екатеринбургу и Самаре. Примечательно, что Екатеринбург занимает высокое место в рейтинге, в то время как Свердловская область находится в аналогичном рейтинге топ-40 на 29-й строчке.

Индекс делового климата соответствует оценке ситуации самими предпринимателями. Так, лишь 2% опрошенных в Москве представителей малого и среднего бизнеса отметили, что развитие частного предпринимательства в городе является приоритетом для мэрии. В Челябинске таких на 5% больше. В Москве 57% предпринимателей считают, что правительство столицы мало внимания уделяет развитию малого и среднего бизнеса в мегаполисе. В Челябинске такого же мнения о городских властях придерживаются только 37% опрошенных предпринимателей.

78% челябинских бизнесменов знают о программах поддержки малого и среднего бизнеса в городе и 8% участвуют в реализации муниципальных программ. В Москве эти показатели равны соответственно 49% и 10%.

В целом по всем городам-миллионникам участие в муниципальных программах развития малого и среднего бизнеса принимают 7% компаний. 71% участников таких мероприятий положительно отзываются об эффективности местных программ, 5% отказались дать оценку, 14% дали нулевую оценку, 10% посчитали эффективность низкой.

Еще один статистический показатель не в пользу столицы. На 1000 москвичей приходится 19,7 малых предприятий, в Челябинске — 59.

Любопытно, что 52% челябинских предпринимателей не практикуют решение проблем с помощью подкупа, а в Москве принципиальных противников взяток — 32%. Но в Челябинске никто не признался во взяткодательстве, а в столице 15% опрошенных честно ответили, что давали взятки. При этом 53% московских респондентов отказались отвечать на вопрос о взятках, а в Челябинске — 48%.

Во всех российских городах-миллиониках считают, что ситуация по муниципальной поддержке малого и среднего бизнеса ухудшилась по сравнению с докризисными годами. В частности, стало сложнее открыть новое дело.

Большие проблемы для всего российского малого и среднего бизнеса сосредоточены в кадровой сфере. Рынок труда не способен удовлетворить потребности компаний ни в инженерах и технических специалистах, ни в квалифицированных рабочих. Исследование «ОПОРЫ России» показало, что даже подбор работников для непроизводственных подразделений сопряжен со значительными трудностями. 56% участников исследования признаются, что очень сложно найти нужного работника, и только 23% опрошенных руководителей малых и средних предприятий утверждают, что не испытывают дефицита профессиональных кадров.

Но и малый бизнес предлагает невысокое качество рабочих мест, когда низкая производительность труда не обеспечивает достойный заработок.

Получается замкнутый круг: предпринимателям нужны подготовленные кадры, но они не в состоянии дать профессионалам квалифицированное рабочее место.

Такое кадровое обеспечение малого и среднего бизнеса выглядит особенно удручающей в сравнении с европейскими странами. К примеру, в Болгарии, Венгрии и Дании более половины малых и средних компаний не испытывают ни малейших сложностей при подборе сотрудников. Средний показатель кадрового обеспечения малого предпринимательства в Европе составляет 47%. Россия в этом рейтинге занимает 29-е место — позади нас только Эстония и Литва.

В отсутствие государственной программы подготовки профессиональных кадров решение проблемы видится в межмуниципальной кооперации, которая находится на грани нестыковок налогового и бюджетного законодательства с законом о местном самоуправлении, о чем постоянно пишет «ЭЖ».

Рейтинг городов-миллионников России по условиям для развития малого и среднего бизнеса

Города

Недвижимость

Доступность людских ресурсов

Доступность финансовых ресурсов

Административный климат и безопасность

Система поставщиков

Индексы по пятибалльной шкале

Челябинск

3,03

2,77

2,40

3,56

3,21

Екатеринбург

2,62

3,00

2,48

3,62

3,23

Самара

2,75

2,77

2,61

3,40

3,28

Казань

2,67

2,79

2,60

3,39

3,20

Уфа

2,78

2,46

2,39

3,49

3,45

Омск

2,64

2,64

2,16

3,54

3,46

Москва

2,64

2,50

2,31

3,38

3,22

Новосибирск

2,60

2,50

2,43

3,33

3,12

Санкт-Петербург

2,61

2,50

2,09

3,27

3,19

Нижний Новгород

2,41

2,24

2,23

3,41

3,22

Ростов-на-Дону

2,36

2,54

1,88

3,05

2,69

Источник: «ОПОРА России»

Индекс условий для развития малого и среднего бизнеса

Недвижимость и инфраструктура

Людские ресурсы

Финансовые ресурсы

Административный климат и безопасность

Система поставщиков

Индикаторы





Доступность земельных участков

Доступность квалифицированных инженеров и техников

Доступность финансовых ресурсов на срок до 1 года

Доля незаконных выплат чиновникам в выручке компаний

Доступность поставщиков, машин и оборудования

Доступность производственной недвижимости

Доступность квалифицированных рабочих

Доступность финансовых ресурсов на срок от 1 года до 3 лет

Свобода от давления со стороны проверяющих инстанций

Доступность поставщиков комплектующих

Доступность офисных помещений

Доступность специалистов для непроизводственных подразделений

Доступность финансовых ресурсов на срок свыше 3 лет

Свобода от давления со стороны правоохранительных органов

Доступность поставщиков бизнес-услуг

Качество транспортной инфраструктуры



Свобода от давления со стороны криминала


Качество логистической инфраструктуры





Доступность новых энергетических мощностей





Доступность тарифов на электроэнергию





Источник: «ОПОРА России»