С Банка России в правительстве традиционно спрашивают и за инфляцию (вместе с Минфином), и за состояние курса рубля. Однако эти задачи нельзя решить одновременно. Поэтому на ум приходит история с буридановым ослом, который не мог решить, какую из двух охапок сена съесть, и умер от голода.
Центробанк решил избежать подобной незавидной участи и сделать выбор. «Мы будем делать упор на подавлении инфляции, — заявил первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. — Это основная наша цель — конечно, при соблюдении приемлемой для российской экономики динамики реального эффективного курса рубля».
Однако помимо монетарного фактора, подвластного ЦБ, здесь вмешиваются и другие— по части Минфина и МЭРТ. Так что возможны нестыковки. С одной стороны, обещается повышение на15—20% зарплаты бюджетникам с начала 2006 г., правда постепенное. А с другой — ничего не слышно о прогнозных расчетах влияния на инфляцию. Зато МВФ уже бьет тревогу в отношении планов по увеличению расходов российского бюджета на социальные, военные и инвестиционные цели. Там полагают, что это увеличит инфляционное давление и ускорит реальное укрепление рубля.
Но вряд ли стоит рассчитывать, что ЦБ будет бороться с немонетарной инфляцией своими монетарными инструментами. Это может привести к нарушению баланса макроэкономических показателей, и чем обернется, неизвестно.
В ЦБ считают, что поставленных целей по уровню инфляции удастся достичь только в случае согласованной денежно-кредитной политики, проводимой вместе с Минфином. Значит, возможно и другое развитие событий?!
В настоящее время цены на нефть претендуют на роль глобального фактора инфляционных потрясений (недавний исторический максимум— 79,85 дол. за баррель). Это уже отразилось на росте индексов фондового рынка и цен на золото.
А официальные сценарии денежно-кредитной политики на следующий год рассчитаны исходя из цен на нефть в 28, 40 и 50 долларов за баррель. При этом укрепление рубля может достигнуть максимально приемлемых, с точки зрения ЦБ, 9%.
Как заверяет министр экономического развития Г. Греф, курсовая политика полностью привязана к рынку и никакого искусственного сдерживания рубля не существует. Однако хочется надеяться, что во всех госструктурах, ответственных за единую денежно-кредитную политику, есть рабочие сценарии согласованных действий на экстремальные случаи.
Пока же бизнес видит, что при одних и тех же «плановых» показателях Банк России думает, как ограничить денежную массу, Минфин — как управиться с хорошим профицитом и «выгодно» подзанять, а МЭРТ — как привлечь инвестиции и удвоить ВВП.
Но до сих пор непонятно: какой же объем денежной массы оптимален для эффективного развития нашей экономики, в какие проекты и чьи инвестиции нужны и зачем нам занимать при профиците бюджета?
В сложившейся ситуации даже самое нейтральное решение может вызвать неожиданную реакцию. Например, простая, уже не играющая никакой особой роли отмена обязательной продажи 10% валютной выручки вызвала опасения по поводу возможного быстрого и губительного для экономики отказа ЦБ от управления плавающим курсом рубля. А все из-за того, что нет ясности и определенности в общей стратегии.
Что ж тут удивляться «неправильной» тенденции поведения капитала.
Чистый вывоз капитала в 2005 г.
4,8 млрд дол. — прогноз от А. Кудрина в июле
9,3 млрд дол. — прогноз Центрального банка (по факту за I полугодие — 5,5 млрд дол.)
8—9 млрд дол. — прогноз Минэкономразвития
10 млрд дол. — пересмотренный в сентябре прогноз от А. Кудрин
Инфляционные грабли
7,5—8,5% целевой ориентир по инфляции на 2005 г.
10—11% — ожидаемая инфляция в 2005 г.
7,5—8,5% — целевое ограничение прироста потребительских цен на 2006 г.
4—5,5% — целевое ограничение прироста потребительских цен на 2008 г.
Денежная масса
12,9% — темп прироста рублевой денежной массы (М2) за январь — июнь 2005 г.
20—32% — ориентир по приросту М2 за 2005 г. (выполнимо при сохранении принципов формирования и использования Стабфонда)
17—20% — ориентир по приросту денежной базы на 2006 г.