Российская банковская система — самая крупная банковская система среди стран СНГ. Однако медленное проведение реформ и слабость банковского сектора отмечают все ведущие рейтинговые агентства. Является ли помехой к его дальнейшему развитию тот факт, что крупнейшие российские банки находятся в собственности государства? Насколько сложны взаимоотношения между государственными банками и частными? Об этом шла речь на одной из секций инвестиционного форума «Россия и СНГ-2005: на пути к сбалансированной экономике», прошедшего в середине сентября в Москве. Мнения участников разделились.
Представитель самого консервативного из рейтинговых агентств, ведущий аналитик Standard & Poor’s Роб Ричардс особо подчеркнул, что ситуация, когда госбанки пользуются несомненными преимуществами, является нездоровой. Но действительно ли госсобственность на крупнейшие российские банки ведет к столь серьезному ограничению конкуренции?
Последний банковский кризис лета 2004 г., когда почти полная остановка межбанковского рынка в конечном итоге вылилась в панику среди частных вкладчиков, наглядно продемонстрировал, чего стоит в условиях форс-мажора поддержка государства. Среди частных банков не смогли избежать проблем не только мелкие игроки, но и настоящие банковские «монстры». В то же время Сбербанк даже не заметил кризиса, а Внешторгбанк в условиях всеобщей паники под флагом спасения всей системы за символический миллион купил тонущий ГУТА-банк.
По словам Алексея Коровина, заместителя председателя правления Импэксбанка, у государственных банков, несомненно, есть преимущества перед частными. Наиболее существенными среди них можно назвать следующие:
✔ уже существующая, доставшаяся «в наследство» с советских времен мощная и разветвленная филиальная сеть;
✔рейтинги, которые присваивают международные рейтинговые агентства, позволяющие им занимать под более низкую ставку и на более длинный срок;
✔более дешевые средства финансирования.
В дальнейшем разрыв между государственными и частными банками будет только углубляться. Один из выходов в сложившейся ситуации для частных банков — принять факт существования этих преимуществ как должное и отказаться от стратегии универсального банка, сосредоточившись на определенных нишах, например кредитование малого и среднего бизнеса, розница, развитие ипотечного кредитования.
Особняком в данной ситуации стоят иностранные банки, кредит доверия к которым обусловлен имиджем материнских структур. Павел Гурин, начальник управления инвестиционно-банковских операций, член правления Райффайзенбанка, полагает, что для успешного развития как отдельно взятого банка, так и для банковской системы в целом необходимо не искать различия и не делить кредитные организации на всевозможные группы — «государственные и частные», «российские и иностранные», а находить общие моменты.
По его мнению, эти различия несколько преувеличены. Например, с начала 2000 г. суммарные активы частных банков выросли примерно на 430 — 440%, а общие активы всех банков— на 350%, что говорит о более динамичном развитии именно частного сектора. В настоящее время мы можем наблюдать общую для банковского сектора тенденцию к концентрации активов, увеличивается доля крупнейших банков, как государственных, так и частных. Из примерно 1250 существующих банков (поданным ЦБ, на 1 августа 2005 г. зарегистрировано 1228 банков, имеющих право на осуществление банковских операций) 100 крупнейших держат порядка 80% активов.
Александр Шаленков, старший вице-президент, директор Департамента развития филиальной сети Промсвязьбанка, также не видит большой проблемы в наличии определенных преимуществ у госбанков. По его словам, отказываться от стратегии на универсальность — далеко не единственный выход для частных банков. Наряду с преимуществами у госбанков есть и недостатки. В свою очередь, у частных банков тоже есть сильные стороны, что позволяет им конкурировать с порожденными государством гигантами.
Основным плюсом частных банков является более гибкая система управления и более оперативное принятие решений, чем в госбанках, где старые и изрядно проржавевшие механизмы ворочаются с трудом. Похожая проблема существует и в иностранных банках, для которых часто характерна «зарегулированность», а адаптация систем принятия решений, хорошо зарекомендовавших себя «на родине», к российским условиям порой проходит медленно и со скрипом.
В защиту госбанков выступил представитель Внешторгбанка, одного их крупнейших российских банков, уставный капитал которого почти на 100% принадлежит государству. Начальник аналитического отдела казначейства Николай Кащеев признал существование проблемы взаимоотношения между двумя сторонами. Сложившаяся в настоящее время ситуация такова, что разрыв между мощью государственных банков и остальных (исключая, возможно, иностранные) действительно есть. Однако на макро уровне существует гораздо более насущная проблема — разрыв между реальным и финансовым сектором, отсутствие прочного «моста» между ними. Создание надежного потока инвестиций в реальный сектор является приоритетной задачей, и госбанки, час-то более сильные с финансовой точки зрения, могут стать локомотивом для ее решения.
Так что для решения создавшейся проблемы в первую очередь необходимо выработать одинаковые правила игры и возможности для ведения бизнеса для всех участников: не накладывать искусственные ограничения на госбанки и не создавать дополнительные преграды для частных банков. Тогда каждый банк, будь то частный или государственный, сможет сам выбирать стратегию развития, опираясь на характерные конкурентные преимущества.
Напомним, что согласно концепции развития банковского сектора до 2008 г. Правительство РФ будет воздерживаться как от создания новых государственных банков, так и от предоставления привилегий действующим. В этом же документе одной из приоритетных задач государства названо «создание необходимых условий для развития рынка банковских услуг на базе здоровой конкуренции». Будем надеяться, что эти слова не останутся на бумаге, а благие намерения получат достойную реализацию.
Цифры говорят
За последние 5 лет суммарный объем кредитов, предоставленных предприятиям и организациям, вырос в шесть с лишним раз — до 3 618 201 млн руб., на 1 июля 2000 года этот показатель составлял 543 900 млн руб.