Национальный банковский совет на днях рассмотрел ход реализации законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Внимание к этому вопросу не случайно. Борьба с «грязью» на деньгах приносит неожиданные результаты.
За четыре года с начала проведения глубоких финансовых расследований Федеральная служба по финансовому мониторингу пришла к выводу, что российская банковская система в основном соответствует международным стандартами создавать ее криминальный образ неправильно. Об этом недавно заявил глава службы В. Зубков на встрече с журналистами, посвященной вопросу: как бороться с отмыванием денег?
Кредитные организации давно являются основными поставщиками необходимой ФСФМ информации. Так, в федеральной базе данных ФСФМ накоплено уже более 4 млн сообщений о подозрительных и сомнительных финансовых сделках в России, и 80% всех сообщений приходится на банки.
С начала текущего года в правоохранительные органы направлено 1405 дел, содержащих сведения о 36 тыс. подозрительных с точки зрения отмывания доходов финансовых операций, а 463 материала расследуется в рамках уголовных дел.
Казалось бы, при таком сотрудничестве банков с ФСФМ доверие к ним, в частности, со стороны иностранных банкиров должно повышаться. Парадоксально, но факт: наблюдается обратная реакция. Западные коллеги закрывают корсчета российских банков. Открыть за рубежом дочернюю структуру для наших банков весьма сложно.
Правда, при всем том сейчас иностранные банки значительно активизировали скупку активов российских кредитных организаций, и правительство не намерено этому препятствовать.
Сами банкиры признают, что перестраховываются и посылают много лишней информации. Многие считают, что к этому их побуждает противоотмывочное законодательство.
Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, мы приняли в 2001 году. По настоянию FATF в нем установлены весьма жесткие требования к банкам по контролю за операциями клиентов.
Вот и получается, что на Западе банки передают по10—15 сообщений в день, а у нас по 1500. Отсюда и возникает эффект недоверия нашей банковской системе.
Еще один российский парадокс: по мнению президента Ассоциации российских банков Г. Тосуняна, в нашем бизнесе надо разделять отмывание и «огрязнение» денег. И второе, связанное, по его мнению, с драконовскими налогами, для нас более актуально. Надо прежде всего стимулировать предпринимателей не уводить деньги в тень, не «огрязнять» их, а вовлекать в легальный оборот.
Как же обстоит дело с совершенствованием антиотмывочного законодательства? Несмотря на то что Россия выполнила все решения FATF, эта организация не собирается смягчать требования к нашему законодательству. Выход — в рациональном подходе к применению уже имеющегося.
Число переданной ФСФМ информации и материалов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло в 5 раз, а объем финансовых средств в подозрительных операциях —почти в 3 раза.