Выставка «Магистраль-2005», проходившая в начале сентября в Нижнем Тагиле (Свердловская область), стала своеобразным отчетом о новинках российской транспортной системы. 318 предприятий из 30 регионов России и стран СНГ представили на полигоне Института испытания металлов около двух тысяч экспонатов. Главными премьерами уральской выставки стали новинки железнодорожной техники: комфортабельные пассажирские вагоны, современные высокоэффективные тепловозы и электровозы.
Председатель Российского правительства Михаил Фрадков отметил, что сегодня уральские предприятия обладают серьезным научно-техническим потенциалом и могут конкурировать с известными мировыми производителями. Также он поддержал предложение министра транспорта РФ Игоря Левитина создать на базе государственного демонстрационно-выставочного центра в Нижнем Тагиле постоянно действующую транспортную экспозицию.
В этом году одной из наиболее интересных премьер «Магистрали» стала презентация двухсекционного грузового магистрального электровоза постоянного тока ВЛ-11, модернизированного на Уральском заводе железнодорожного машиностроения (входит в Группу «Синара»).
Работа по модернизации грузовых локомотивов постоянного тока началась на предприятии в октябре 2004 года, когда ОАО «УЗЖМ» и ОАО «РЖД» подписали соглашение о долгосрочном сотрудничестве.
Завод стал базовой площадкой для проведения модернизации действующих локомотивов и реализации проекта по созданию современного российского магистрального грузового электровоза постоянного тока нового поколения.
По словам главного конструктора УЗЖМ Николая Андросова, перед специалистами завода была поставлена задача не просто дать старым локомотивам вторую жизнь, а значительно повысить технический уровень и надежность работы машины, снизить трудоемкость обслуживания и ремонта. Также было необходимо отработать часть технических решений, которые в дальнейшем будут использоваться в электровозе нового поколения.
В ходе модернизации на электровозе ВЛ-11 были установлены модульная подрессоренная кабина и новый пульт управления, на компьютер которого поступают данные всех систем управления и бортовой диагностики локомотива.
Модернизированный электровоз оснащен системой рекуперативного и реостатного торможения, а также широтно-импульсными преобразователями, которые позволят значительно улучшить тяговые и тормозные характеристики, снизить эксплуатационные расходы за счет применения новых схем и регулируемого привода электрических вспомогательных машин.
Кроме того, были значительно улучшены условия работы локомотивных бригад: в кабине установлены холодильник, СВЧ-печь, кондиционер, биотуалет.
Модернизированный на УЗЖМ электровоз станет базовым образцом для серийной модернизации действующих локомотивов ВЛ-11,которая начнется на заводе с января 2006 года. Как заявил генеральный директор ОАО «УЗЖМ» Евгений Копеин, до конца года на производственной площадке предприятия капитальный ремонт пройдут еще два электровоза ВЛ-11, а в дальнейшем завод планирует модернизировать до двадцати машин в год.
Рассказывая о производственных планах завода, Е. Копеин подчеркнул, что главной задачей УЗЖМ является создание первого российского магистрального грузового электровоза постоянного тока нового поколения. По словам председателя Совета директоров УЗЖМ Сергея Папина, общая инвестиционная емкость проекта составляет пять миллиардов рублей.
Сегодня специалисты ОАО «УЗЖМ» приступили к проработке конструкторско-технической документации нового локомотива, разработанной ФГУП «ВНИКТИ» (г. Коломна).
В рамках программы технического перевооружения на предприятии устанавливается новое оборудование, готовятся к запуску в серийное производство отдельные несущие элементы электровоза, а также на конкурсной основе определяются поставщики узлов и комплектующих.
На грузовом электровозе нового поколения будет применена микропроцессорная система управления, которая позволит реализовать на железной дороге новый принцип организации перевозок, ускорить и оптимизировать формирование составов и сократить время простоев. Также локомотив будет оснащен уникальной подрессоренной кабиной модульной конструкции с поясом безопасности, современным пультом управления, тяговыми двигателями опорно-рамной конструкции и климат-контролем. Благодаря применению нестандартных конструкторских решений удельный расход электроэнергии уменьшится на 10—15%, неплановые ремонты — на 30%,трудоемкость ремонта — на15% и на 50% будет увеличен межремонтный пробег. В целом общая производительность грузового электровоза нового поколения составит 20—25%.
Опытный образец грузового магистрального электровоза постоянного тока нового поколения с коллекторным двигателем будет готов в конце 2006 года, а с асинхронным — в конце2007 года. К 2010 году Уральский завод железнодорожного машиностроения планирует выйти на серийное производство 100—120 локомотивов в год.