Правительство Китая решило значительно упростить доступ иностранных инвестиций на внутренний финансовый рынок, причем речь идет не только о биржевых бумагах, но и о других инструментах.
В предыдущее десятилетие проникновение иностранного капитала на китайский рынок находилось под плотным контролем и жестко регулировалось.
Особенно интересно, что это решение китайского руководство отнюдь не анонсировалось широко — некоторым финансистам, управляющим деньгами в Китае, прямо дали понять, что правительство принимает меры для противодействия быстро растущему оттоку капиталов из КНР. Это выглядело, по словам некоторых американских финансовых менеджеров, даже забавно: официальные лица из Управления по контролю за биржами Китая обзвонили своих хороших знакомых из числа управляющих крупнейшими инвестиционными фондами, как бы тайно информировали о надвигающемся изменении порядков и пригласили быть первыми в ряду инвесторов.
Дополнительным стимулом к ослаблению правил иностранного инвестирования, объяснили позицию китайских официальных лиц американские финансисты, послужили заметный упадок на рынке недвижимости, колебания — с нисходящим трендом — местных фондовых рынков и, наконец, неожиданно обнаружившийся в феврале торговый дефицит, пусть временный, вызванный сезонными факторами, но тем не менее значительный.
Видимо, все вышеперечисленные негативные факторы в конце концов перевесили всегдашние опасения китайского руководства, что массивные иностранные инвестиции непременно пустят страну в инфляционный галоп.
Содержание телефонных звонков, так поразивших американских финансовых менеджеров, было одинаковым: представители биржевого регулятора объявили своим знакомым, что все их запросы на увеличение вливаний в китайскую экономику будут непременно удовлетворены; и больше того — они получат возможность еще удвоить эти инвестиции. В общей сложности размер вложений может достичь 60 млрд долл.
Финансовые институты, на которые распространятся новые китайские порядки, очень разнообразны — от крупнейших инвестиционных банков вроде Goldman Sachs до эндаументов вроде фонда Йельского университета.
Конечно, 60 млрд долл. в масштабе оборота таких бирж, как Шанхайская или даже Шеньчженьская — капля в море, однако это верный сигнал, что китайское руководство сомневается в эффективности действующей модели экономического развития и ищет иные способы воздействия на ситуацию.
Любопытно и другое: увеличение инвестиций в китайскую экономику будет содействовать ослаблению местной валюты — юаня и таким образом китайские производители станут выпускать более конкурентоспособную продукцию.