Туроператоры призывают авиакомпании разделить ответственность

| статьи | печать

Российский союз туриндустрии (РСТ) обратился в органы исполнительной власти в сфере авиации и туризма с просьбой остановить диктат авиакомпаний по отношению к туроператорам. В частности, организаторы путешествий недовольны тем, что турфирмы не имеют права корректировать заказанные объемы мест в самолетах. По их мнению, в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, влияющих на исполнение договорных обязательств по перевозке, таких как стихийные бедствия или политическая нестабильность, ответственность должны нести обе стороны.

Напряженная ситуация, сложившаяся на туристическом рынке России, во многом обусловлена практикой взаимоотношений авиакомпаний с туроператорами, работающими на массовых направлениях. Принципы сотрудничества игроков рынка в сфере организации чартерной и блок-чартерной перевозки автоматически перекладывают основные финансовые риски на плечи турфирм. А в условиях, когда, по оценкам экспертов, не менее 40% туров на массовых направлениях продаются ниже себестоимости, это может спровоцировать дальнейшее снижение устойчивости туроператоров и вызвать очередные банкротства», — отмечается в письме вице-президента РСТ Юрия Барзыкина.

Турфирмы хотят корректировать планы

Как говорится в сообщении ежедневной электронной газеты союза RATA-news, в обращении, адресованном министру транспорта РФ Игорю Левитину, министру спорта, туризма и молодежной политики РФ Виталию Мутко, руководителю Росавиации Александру Нерадько и главе Ростуризма Александ­ру Радькову, приведены примеры диктата авиакомпаний по отношению к партнерам из турбизнеса. Один из них — планирование сезонной перевозки начинается за шесть — восемь месяцев до начала программ, контракты с авиакомпанией подписываются за два-три месяца до старта сезона и на шесть-семь месяцев вперед. Но если за прошедшие до подписания контракта месяцы или в течение сезона становится очевидным, что спрос оказался меньше, чем предполагалось, туроператор не имеет права корректировать заказанные объемы, даже если ситуация спровоцирована внерыночными факторами, такими как стихийные бедствия, природные или техногенные катаклизмы, политическая нестабильность.

Так, в январе 2011 г., в период революционных событий в Египте, Министерство иностранных дел России рекомендовало российским гражданам воздержаться от посещения этой страны, а Минспорттуризм и Ростуризм напомнили туроператорам об ответственности — вплоть до уголовной — за продажу туров, поскольку эта услуга может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя. Большинство туроператоров прекратило продажи туров и понесло значительные финансовые потери. В то же время авиакомпании продолжали выполнять полетные программы в Шарм-эль-Шейх и Хургаду в полном объеме. Снимать рейсы они стали только после того, как получили прямое указание Минтранса России.

Точно так же не сокращалась чартерная перевозка в Таиланд в 2010 г. во время политических беспорядков и осенью 2011 г. во время наводнения в Бангкоке. Туроператоры были вынуждены снижать цены на выкупленные кресла и несли убытки как на проданных, так и на нереализованных местах. При том что на оба указанных периода действовали рекомендации МИД России воздержаться от поездок в столицу Таиланда.

Не уменьшалось количество авиаперевозок в Доминикану, когда в ноябре 2010 г. Роспотребнадзор пугал россиян холерой, эпидемия которой случилась в соседней Гаити. Тогда спрос в России на поездки в Доминиканскую Республику упал, по разным данным, на 50—75%.

Сейчас похожая ситуация складывается с Мальдивскими островами, где также происходят политические волнения. МИД России рекомендовал не посещать столицу страны Мале, спрос упал, четырех еженедельных рейсов стало много, но ни «Аэрофлот», ни «Трансаэро» перевозку не сокращают.

Авиакомпании избегают убытков

Как поясняется в обращении РСТ, определяя заказываемое количество мест на каком-либо направлении, туроператор исходит из планируемого объема авиаперевозки в конкретную страну. Однако в течение сезона авиакомпания может на свое усмотрение ввести дополнительные рейсы на этом направлении, если у нее образовался свободный борт. И в этом случае авиакомпания рекомендует взять дополнительные места на новом рейсе, несмотря на то что у туроператора возникают проблемы с реализацией даже ранее заказанных мест.

Если авиакомпания ставит регулярный рейс на какое-либо новое туристическое направление, то большинство мест в самолете старается распределить между «блочниками», оставляя для свободной продажи минимум билетов. То есть риски, неизбежно возникающие при освоении нового направления, сразу ложатся на плечи туроператоров, подчеркнул вице-президент союза.

«В течение сезона спрос меняется, но авиакомпании не допускают сокращения или отказа от ранее заказанных блоков мест и чартерных рейсов. Сократить перевозку по собственной инициативе туроператор не может: все блоки оплачены, а в качестве обеспечения чартерной программы авиакомпания берет немалый депозит, — сообщил Ю. Барзыкин. — Таким образом, туроператор попадает в замкнутый круг: продолжая программу, он теряет деньги на сгоревших местах, а отказываясь от нее, теряет свой депозит, размер которого на дальних направлениях может достигать 500 и более тысяч долларов, а в целом по сезону составляет два-три и более миллионов долларов».

По его словам, «Аэрофлот» еженедельно выполняет десять рейсов в Таиланд (Бангкок). Предложение на этом направлении превышает спрос, но все попытки туроператоров договориться о снижении объемов перевозки хотя бы до семи рейсов в неделю ни к чему не приводят. В результате продажи по Таиланду идут в минус, поскольку туроператоры вынуждены снижать цены и нести финансовые потери — 40 000—60 000 долл. в неделю при среднем объеме 200—300 кресел.

Аналогичная ситуация с Вьетнамом и авиакомпанией «Трансаэро». Сейчас туроператоры на каждом выкупленном кресле теряют 100—300 долл.

РСТ попросил органы исполнительной власти в сфере авиации и туризма поставить вопрос об ответственности обеих сторон в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, влияющих на исполнение договорных обязательств по перевозке. По мнению экспертов, в этом случае рекомендации МИДа и других уполномоченных госорганов должны в равной степени касаться и туроператоров, и авиаперевозчиков. В частности, туроператоры предложили использовать европейский опыт, когда заказчик в случае изменения спроса имеет право на определенный период отказаться от своей квоты, причем как со штрафами, так и без них.

к сведению

Авиапассажиров становится больше

По данным Росавиации, пассажирооборот российских авиакомпаний увеличился в январе — феврале 2012 г. на 20,2% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г.

Российские перевозчики перевезли за два первых месяца текущего года более 8,6 млн человек — на 18,8% больше, чем годом ранее.

Процент коммерческой загрузки в январе — феврале по сравнению с прошлым годом стал больше на 1,2 п.п. По отношению к январю — февралю 2010 г. этот показатель уменьшился на 0,2%.

Небольшой рост продемонстрировал и показатель занятости кресел. В январе — феврале 2012 г. лайнеры оказались заполнены на 74,3%. Это на 2,9 п.п. больше, чем в январе — феврале 2011 г. По отношению к январю — февралю 2010 г. данный показатель вырос на 1,4 п.п.

По данным Ассоциации туроператоров России, в январе 2012 г. лайнеры на международных маршрутах оказались заполнены на 78,4% — на 0,4% больше, чем в январе 2011 г. Процент перевозки пассажиров на внутренних авиарейсах российских перевозчиков увеличился в январе 2012 г. на 15,7% по сравнению с январем 2011 г., составив в общем итоге 2,2 млн пассажиров.

Пятерка авиакомпаний — лидеров по количеству перевезенных пассажиров в январе 2012 г. сохранилась. Это «Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр» «Сибирь» и «Россия». Правда, по показателю пассажирооборота, учитывающего дальность перевозок, пятое место по итогам января 2012 г. заняла авиакомпания «Северный Ветер». В общем итоге за первый месяц 2012 г. на долю лидирующей пятерки пришлось 64,9% пассажиров, перевезенных на международных и внутренних рейсах.

Самый высокий процент занятости пассажирских кресел по итогам января 2012 г. наблюдался у авиакомпании «Северный Ветер» — 87,4% (против 93% в январе 2011 г.), а самый низкий — у авиакомпании «Тулпар». Самый высокий параметр изменения загрузки у авиакомпании «Руслайн» — 68,4% в январе этого года против 51% в январе 2011 г.

Пассажирооборот и грузооборот за январь — февраль 2012 г.

Показатели работы

январь — февраль

% 2012 г.

% 2012 г.

2010

2011

2012

к 2010 г.

к 2011 г.

Пассажирооборот, тыс. пасс./км

17440361,95

20141050,95

24208527,80

138,8

120,2

Тоннокилометраж, тыс. ткм

2163226,83

2408586,57

2810133,12

129,9

116,7

Грузооборот, тыс. ткм

593594,25

595891,98

631365,62

106,4

106.0

Перевезено пассажиров, чел.

6 458 191

7 232 562

8 588 984

133,0

118,8

Перевезено почты и грузов, т

118109,75

121238,38

125035,64

105,9

103,1

Процент занятости кресел, %

72,9

71,4

74,3

+1,4

+2,9

Процент коммерческой загрузки, %

62,3

60,9

62,1

–0,2

+1,2

Источник: Росавиация