Стремительно начавшаяся весна наряду со свежим ветром, подснежниками и выборами президента принесла усиление активности контролирующих органов. Оценить риски общения с налоговиками и полицейскими можно было на круглом столе «Бизнес и государство. Налоговые и полицейские проверки. Тенденции-2012»1. К дискуссии пригласили представителей ФНС России и МВД России, но силовики так и не пришли. Поэтому нелегкая доля быть «за все в ответе» выпала заместителю начальника Контрольного управления ФНС России Светлане Лисименко.
Налоговые проверки: критерии не изменятся
Говоря о налоговых проверках в 2012 г., С. Лисименко отметила, что перемен в части проведения проверок ожидать не нужно: «Как вы знаете, новое появилось в 2007 г., когда ФНС России была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок»2. В Концепции содержатся критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Если у организации обнаруживаются конкретные риски, налоговики в обязательном порядке анализируют возможность извлечения необоснованной налоговой выгоды и приходят с проверкой. Концепция работает, никаких законодательных новелл в ближайшем будущем не последует.
Приняв это как данность, присутствующие юристы задались вопросом, как изменилось взаимодействие ФНС России и МВД России. Ведь недавно ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ дополнена ч. 1.1 следующего содержания: «Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198—199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела». И самостоятельно проводить налоговые проверки органы внутренних дел не вправе3.
Полицейские проверки: «нормальные герои всегда идут в обход»
По мнению управляющего партнера адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Вячеслава Леонтьева, сегодня можно говорить о тенденции к смягчению санкций в отношении отдельных видов экономических преступлений. В конце 2011 г. принят федеральный закон4, дополнивший, в частности, УК РФ ст. 76.1, которая предусматривает освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности.
Но на практике не все так безоблачно. По словам адвоката, руководителя департамента защиты бизнеса МКА «Князев и партнеры» Владимира Китсинга, государство ограничивает полномочия полицейских в части налоговых проверок, а в ответ силовики ищут способы, чтобы проводить такие проверки без участия ФНС России, подменяя понятия и обходя законодательные нормы. С ним согласился В. Леонтьев, отметивший, что благодаря ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции) у силовиков появилось такое загадочное право, как посещение организаций, знакомство с необходимыми документами и материалами, в том числе персональными данными граждан. На практике такие посещения, равно как и оперативно-разыскная деятельность (далее — ОРД), приводят к непредсказуемым последствиям.
ОРД: с болгаркой или без?
Основная сложность — отсутствие четкой регламентации полицейских проверок. Сейчас все полномочия, которые есть у сотрудников органов внутренних дел, определены двумя нормативными актами: Законом о полиции и Федеральным законом от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», пояснил В. Китсинг. Проверка субъектов бизнеса, как правило, осуществляется вне рамок возбужденного уголовного дела и УПК РФ не регулируется. Поэтому, когда сотрудники полиции приходят в компанию, они руководствуются только упомянутыми законами, в которых их права и полномочия прописаны без конкретики. В частности, не определен срок проведения проверки (ранее он составлял 30 суток). Не прописано четко, как полицейские должны вести себя при проведении гласной ОРД.
Как известно, законодательство подразделяет ОРД на негласную, например прослушивание телефонов организации, и гласную, когда сотрудник полиции подходит, представляется и сообщает о проведении мероприятий в рамках ОРД в вашей компании, к примеру, просит предоставить те или иные документы. Гласные мероприятия, могут быть проведены только с согласия тех, кого проверяют, по крайней мере именно так трактуют законодательство многочисленные комментаторы. Но непосредственно в законах этого не прописано, что дает возможность сотрудникам правоохранительных органов трактовать законы в свою пользу. Поэтому заявлять в процессе проверки протест, говоря о том, что изымать документы и проводить опросы можно только с согласия проверяемых — безрезультатно.
С этим мнением согласен адвокат Сергей Романов, который подтвердил, что случаи незаконного проникновения правоохранительных органов на территорию компаний — нередкое явление. А на вопрос журналистов, как отличить гласное мероприятие ОРД от негласного, В. Китсинг, ответил, что если машина углошлифовальная (УШМ, болгарка) режет детали бронированной двери вашего офиса,значит, вы участник негласного мероприятия — обыска. Взломать железную дверь в ходе обследования силовики не вправе, а вот если «заработала болгарка — значит обыск». И неважно, проходит он с участием или без участия налоговых органов.
После этих слов объектом внимания снова стала представитель ФНС России: ее попросили пояснить, в каких случаях налоговики взаимодействуют с представителями органов внутренних дел.
Поводы для участия силовиков в налоговых проверках
Как пояснила С. Лисименко, порядок взаимодействия сотрудников органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений регулируется совместным приказом МВД России и ФНС России 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347 (недавно в него были внесены изменения5). А поводом для обращения налоговиков за помощью в органы внутренних дел, в частности, становятся случаи, когда налогоплательщики препятствуют проведению выездной налоговой проверки, например, совершают действия, направленные на уничтожение затребованных инспекторами документов. Тогда сотрудники правоохранительных органов могут быть привлечены в качестве силовой защиты. Если говорить о статистике проверок с привлечением силовиков, это примерно каждая 13-я проверка. И число таких проверок неуклонно снижается.
На вопрос, какие проверки более устойчивы к оспариванию в судебном порядке — с участием или без участия силовиков, С. Лисименко не ответила. Оказалось, что такой статистики налоговики не ведут. Но, к радости ФНС России, количество оспариваемых дел неуклонно снижается и, значит, позитивных моментов в работе налоговой службы становится больше. С чем все присутствующие и согласились. Правда, окончание мероприятия было несколько неожиданным и, быть может, символичным.
Urbi et orbi — городу и миру
Когда круглый стол подходил к концу, в ленте РИА «Новости» появилось сообщение о том, что в рамках уголовного дела об уклонении от уплаты налогов проводится обыск в ООО «Полимикс-Центр». А на сайте Следственного комитета РФ — информация, что руководство компании представило в налоговый орган декларации, содержащие заведомо ложные сведения, уклонившись тем самым от уплаты в бюджет налогов в особо крупном размере. Уголовное дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного п. «а, б» ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с организации, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере).
Похоже, представителям МВД России, ФНС России и налоговым адвокатам еще будет, что сказать при встрече друг другу, а также — urbi et orbi — городу и миру. Если такая встреча состоится.
1 Круглый стол состоялся 20 марта 2012 г. в РИА «Новости».
2 Приказ ФНС России от 08.04.2011 № ММВ-7-2/258@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ „Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок“».
3 Федеральный закон от 06.12.2011 № 407-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
4 Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
5 Приказ МВД России и ФНС России от 14.11.2011 № 1144/ММВ-7-2/774@ «О внесении изменений в приказ МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347».