Президент РФ внес на ратификацию в Госдуму Протокол о внесении изменений в Статут суда Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 г., подписанный в г. Бишкеке 10 октября 2011 г.
С 1 января 2012 г. начал свою работу судебный орган Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) — суд сообщества. Еще 23 декабря 2011 г. в Санкт-Петербурге состоялось внеочередное заседание Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС, на котором приняли присягу судьи утвержденного состава судей суда, по два судьи от каждого из пяти государств сообщества. Эти события сообщество считает важным реальным интеграционным достижением на евразийском пространстве.
Статут суда ЕврАзЭС утвержден 5 июля 2010 г. После вступления в силу Договора об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним, принятого решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 09.12.2010 № 534 (далее — Договор), потребовалось привести в соответствие с Договором некоторые положения Статута суда.
В представленном на ратификацию Протоколе о внесении изменений в Статут суда Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 года (далее — Протокол) уточняются положения, предусматривающие порядок обращения в суд хозяйствующих субъектов с заявлениями и рассмотрения заявлений судом. После ратификации Протокола обращение в суд будет осуществляться только в соответствии с Договором. Он предусматривает, что правом обращения в суд сообщества обладают не только хозяйствующие субъекты — юридические и физические лица — предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза (ТС), но и третьи лица. И это главное изменение в процедуре суда при применении Договора.
Оснований для обращения в суд сообщества два:
- оспаривание актов (или отдельных их положений) Комиссии ТС;
- оспаривание действий/бездействия комиссии.
Акты Комиссии ТС — решения, имеющие обязательный характер, в которых затрагиваются права и законные интересы хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, могут быть оспорены в случае их несоответствия международным законам ТС, если эти нарушения повлекли нарушение прав хозяйствующих субъектов.
Следует отметить, что суд не принимает к рассмотрению заявления, если ранее было рассмотрено дело по тому же предмету и основанию и решение вступило в силу.
Кроме заявлений хозяйствующих субъектов в суд сообщества имеет право обратиться высший орган судебной власти государства — члена ТС. Если в рассматриваемом высшим судом страны деле возникают вопросы применения международных договоров ТС и/или актов комиссии, которые существенно влияют на разрешение дела по существу, и необходимо вынести по ним заключение, подается запрос в суд сообщества. Право заявить ходатайство о направлении такого запроса имеет сторона, участвующая в рассмотрении дела, если она полагает, что ее права и законные интересы, предусмотренные документами ТС, нарушены.
Еще одной особенностью, предусмотренной в Договоре для высшего суда конкретного государства, является его право обратиться с запросом о вынесении заключения даже по тому делу, решение по которому в соответствии с законодательством не будет подлежать обжалованию. Правда, для подачи такого запроса нужно соблюсти два условия — поставленные вопросы существенно влияют на разрешение дела по существу и суд сообщества ранее не выносил заключений по аналогичным запросам.
Предлагаемые поправки в Статут суда касаются также изменения порядка рассмотрения заявлений. Если раньше было установлено, что суд образует коллегию из числа судей для разрешений конкретного спора, то теперь для рассмотрения заявлений субъектов суд образует коллегию в составе всех судей. Суду предоставлено право в рамках конкретного дела проводить выездные заседания. Напомним, что местопребыванием суда является г. Минск.
Решение коллегии может быть обжаловано в Апелляционную палату суда, где дело рассматривается судьями, не входившими в состав коллегии. Решение Апелляционной палаты является окончательным решением суда и обжалованию не подлежит. У Комиссии ТС есть не более 60 дней на исполнение решения суда — принятие нового акта, или внесение исправлений в оспоренный документ, или совершение предписанных действий. Если нарушения не устраняются, суд по ходатайству стороны дела обязан обратиться в высший орган ТС — Межгосударственный совет ЕврАзЭС на уровне глав правительств участников. Принятые судом решения могут быть разъяснены только им самим, либо по собственной инициативе, либо по ходатайству стороны.