На встрече Президента РФ с Кабинетом министров выяснилось, что позиция главы государства по срокам проведения реформы железнодорожной отрасли расходится с мнением вице-премьера Александра Жукова. В отличие от него Президент считает, что план реорганизации отрасли нуждается в корректировке и надо не ускорить, а затормозить процесс.
Начавшись в 2003 году с образования ОАО «РЖД», как и все реформы естественных монополий, железнодорожная предполагала разделение всего отраслевого комплекса на монопольную (инфраструктурную) и конкурентную составляющие. Инфраструктурная часть (рельсы) оставалась в собственности государства, а все коммерчески выгодные активы предполагалось продать.
На первом этапе из структуры ОАО «РЖД» выделили непрофильные виды бизнеса: погрузочно-разгрузочные работы, ремонтное обслуживание и преобразовали их в коммерческие структуры. (Сейчас около половины вагонного парка РЖД находится у частных перевозчиков.)
На втором этапе, о котором идет речь, из ОАО «РЖД» хотели вывести контейнерные, рефрижераторные и пассажирские перевозки, а по последним создать отдельную Федеральную компанию. Пока дело касалось коммерчески выгодных грузовых проектов, реорганизация шла быстро. Но как только вопрос встало б убыточных пассажирских перевозках, то тут желающих возглавить компанию не нашлось.
По словам А. Жукова, для компенсации названных убытков необходимо 37 млрд руб., но в проекте бюджета на следующий год они заложены не были. А без этих денег нет смысла и создавать отдельную компанию.
Правда, в последнее время правительственные чиновники, курирующие реформу ОАО «РЖД», говорили о возможностях компенсации убытков за счет государства. Причем пригородные перевозки должен был дотировать региональный бюджет, а дальние —федеральный. Но каких-то определенных решений поэтому поводу так и не было принято. В итоге точку в дискуссии поставил сам Президент.
Из выступления В. Путина:
«Меня беспокоят планы создания отдельной компании, отделенной от ОАО «РЖД», которая будет связана с пассажирскими перевозками. В бюджете следующего года финансовая помощь со стороны Федерации не предусмотрена. Что это будет означать для пассажиров?
Нужно или корректировать этот план, либо выделять туда деньги. Считаю недопустимым входить в эту реформу, не обеспечив ее соответствующими финансами. Если правительство не готово это сделать сегодня — значит, сроки должны быть скорректированы. Мы не должны перекладывать на пассажиров те вопросы, которые мы в состоянии и должны решить своевременно сами».