Небольшие поправки, предложенные в проекте ФЗ «О внесении изменений в федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О несостоятельности и банкротстве», касающиеся уровня достаточности собственных средств (капитала), существенно изменят условия деятельности многих банков.
Правительственный законопроект предусматривает, что при снижении достаточности собственных средств банка до уровня менее 12% Центробанк обязан применить к нему оздоровительные процедуры, а в случае падения этого показателя ниже10% (ныне 2%) в течение двух месяцев — отозвать лицензию. Эти положения были безоговорочно приняты Госдумой в первом чтении в июне текущего года. Причем несмотря на доводы банкиров о том, что жесткость законодательно закрепленных нормативов и страх потерять лицензию существенно снизят их кредитную активность.
Но чем ближе второе чтение, тем выше накал страстей. Раз уж не удается отвести дамоклов меч, то банкиры просят его укоротить. Разброс предложений — от «оставить все как есть» до «снизить границу отзыва лицензии до 6%, а срок жизни до этого продлить до 3—6 месяцев».
В результате обсуждения законодательных новаций, в том числе и на Национальном банковском совете, Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам в начале ноября предложил ко второму чтению компромисс: 10 и 8% вместо 12 и 10%.
До сих пор предельные нормативы для оздоровительных процедур не определялись в законе, а были отданы на откуп ЦБ. Сейчас им установлены дифференцированные уровни достаточности собственных средств: для кредитных организаций с капиталом свыше 5 млн евро — 10%, менее 5млн евро — 11%.
Международное сообщество банковских регуляторов не поддерживает законодательное повышение требований об отзыве лицензии с нынешних 2 до 8 или 10%. И дело даже не в конкретных процентах, а в том, что закону следовало бы закреплять именно право, а не обязанность Центробанка по реализации мер надзорного реагирования и отзыва лицензии.
Сколько месяцев лучше отвести на поправку финансового здоровья банка — два или три месяца? Подтолкнет ли вкладчиков к бегству проведение в банке оздоровительных процедур, что усугубит его кризисное состояние, или система страхования вкладов послужит надежным противовесом? Не свяжет ли закон Центробанку руки в кризисных ситуациях?
По мнению председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислава Резника, в интересах вкладчиков и кредиторов банка — более короткий срок работы банка в условиях несоблюдения установленного норматива достаточности капитала. К тому же нет убедительных аргументов, насколько важно — два или три месяца будет жить банк, если лицензия должна отзываться. Что касается реакции вкладчиков на оздоровительные меры, то показатель Н1 (норматив достаточности капитала) уже публичен, и из наблюдения за ним видно, находится банк в зоне риска или нет. А в случае каких-либо кризисных ситуаций, заверил В. Резник, Госдума «сумеет оперативно принять необходимые законодательные изменения относительно установленного норматива».
Судя по всему, рассчитывать на снижение «капитальной планки» жизнеспособности банкирам не стоит. Стремление законодателей закрепить автоматический отзыв банковских лицензий при недостаточности капитала очевидно. Ну а в случае чего — опять поправят закон.