Новый проект закона «О недрах» фактически вводит частную собственность на полезные ископаемые. По мнению большинства экспертов, это приведет к бесконтрольному и нерациональному использованию природных богатств. Поэтому отзыв документа на доработку Министерством природных ресурсов в обществе расценивается положительно.
Депутаты Госдумы, работавшие с законопроектом несколько месяцев, признали его спорным и противоречивым. Но по негласным правилам — это не является причиной его возврата в правительство. Ведь и 122-й закон о монетизации льгот, и 131-й — о местном самоуправлении вызывали много претензий со стороны законодателей и общества. Тем не менее волевым усилием «сверху» их приняли. С проектом же закона «О недрах» произошла заминка во многом благодаря Комитету ГД по природным ресурсам и природопользованию. По словам его председателя Натальи Комаровой, в результате тщательного анализа документа, обсуждения с регионами были выработаны обязательные к внесению в проект замечания и дополнения. Все они согласованы с министром природных ресурсов Юрием Трутневым и зафиксированы в итоговом протоколе рабочей группы, работавшей над ним. Министерство природных ресурсов, согласившись с аргументами ГД, решило еще поработать над документом до первого чтения.
Что нового предлагает проект закона:
✔ Отмену «правила двух ключей». Регионы лишаются права выбора недропользователя и контроля за его хозяйственной деятельностью. Здесь прослеживается стремление правительства продавать месторождения исключительно по собственному усмотрению. А предпочтение оно все больше отдает олигархам и западному капиталу.
✔ Отмену лицензий. Переход на гражданско-правовые отношения означает введение частной собственности на недра и возможность покупки и продажи месторождений. Причем в законопроекте речь идет о возможности сделок лишь с правом пользования недрами, но это юридический нонсенс, поскольку право фактически привязывается к самому участку недр.
✔ Досрочное прекращение прав пользования недрами возможно только по решению суда. Очень удобное новшество в России. Имея в Высшем Арбитражном Суде «своих людей», можно делать с месторождением практически все, что заблагорассудится.
Замечания к законопроекту (из итогового протокола):
- включить в состав законодательства о недрах законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ;
- дать регионам право на геологическое изучение недр;
- установить возможность переуступки прав на недра от лица, открывшего месторождение на собственные средства, другому субъекту хозяйственной деятельности;
- ввести нормы о предельных размерах передаваемых участков недр и антимонопольные;
- уточнить все виды сделок, при которых передается право собственности на недра;
- установить возможность проведения конкурсов при разработке континентального шельфа;
- отменить разовые и регулярные платежи за пользование недрами с целью их геологического изучения.
Из заключения Комитета ГД по бюджету и налогам:
Отстранение субъектов РФ от управления недрами приведет к бесконтрольному насыщению регионов новыми добывающими предприятиями, ухудшению экологической обстановки, созданию высокой социальной напряженности. Регионы не смогут запретить размещение на своих территориях радиоактивных, токсичных и других опасных отходов.
Из заключения Комитета ГД по экологии:
В законопроекте не уделяется внимание вопросам охраны недр и окружающей среды при недропользовании. В нем существует глубокое противоречие между понятиями «участок недр», который не может быть объектом гражданско-правового оборота (ст. 16), и «право пользования участком недр» (ст. 19), участвующее в гражданских сделках. То есть объект оборота прав отделен от права пользования этим объектом, что юридически неверно.
К сведению
Министр природных ресурсов России Юрий Трутнев провел рабочую встречу с президентом компании ТНК-ВР Робертом Дадли и исполнительным директором по развитию газового бизнеса Виктором Вексельбергом. Они обсудили вопросы, связанные с проектом закона «О недрах», а также доработкой и согласованием проекта программы освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока. Было отмечено, что принятие до конца текущего или в начале следующего года нового федерального закона позволит отрегулировать и ввести в современное правовое поле многие вопросы добычи полезных ископаемых и будет способствовать повышению эффективности использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы в РФ.
Проект закона не решает поставленных задач по устранению существующих проблем в системе недропользования.