Государству надоело разбираться с претензиями туристов, пострадавших от недобросовестных туроператоров, поэтому в России может быть введено обязательное страхование ответственности за качество предоставляемых услуг.
Если соответствующие поправки в Закон «Об основах туристической деятельности» и Административный кодекс, которые сейчас разрабатываются в агентстве по туризму, обретут законодательный статус, то операторам придется серьезно раскошелиться.
В зависимости от механизма финансовой ответственности им необходимо будет или страховать гражданскую ответственность, или получать банковскую гарантию. Ростуризм предлагает ввести сумму обязательного депонирования от 3 до 10 млн рублей для операторов, занимающихся международными внутренним туризмом, и 1 млн рублей для компаний, развивающих внутренний туризм.
Окончательные суммы, по словам заместителя руководителя Федерального агентства по туризму Надежды Назиной, видимо, будут зависеть от стоимости одного чартерного рейса с минимальным набором услуг.
Одновременно с введением банковской гарантии планируется ужесточить требования к качеству экскурсоводческих услуг. В частности, гидам и переводчикам предстоит пройти государственную аттестацию.
Логика представителей агентства предельно проста. Значительная часть российских компаний, работающих на рынке туристических услуг, непрофессиональны или вообще используют мошеннические схемы. Особенно наглядно это проявилось в прошлом году, когда после землетрясения и цунами в Юго-Восточной Азии многие турфирмы не смогли обеспечить своевременную отправку граждан обратно. Были проблемы и у клиентов, пытавшихся сдать путевки.
Поэтому Ростуризм намерен также пересмотреть действующее туристическое законодательство, существенно расширив права клиента. Например, он будут иметь право расторгнуть договор с туроператором, если есть какие-либо причины, препятствующие его выезду. Увеличится и срок, в течение которого турист может предъявить свои претензии. В перспективе надзор за соблюдением этих правил государство отдаст в ведение СРО. Хотя сейчас в Ростуризме не исключают, что членство в саморегулируемых организациях не будет носить обязательный характер, на чем настаивает Минэконом развития.
Для мирового турбизнеса практика финансовой ответственности, когда компании страхуют риски невыполнения своих обязательств перед клиентом, не нова.
В России, разумеется, несколько иные условия. Оборот у большинства туристических фирм намного меньше, чем у зарубежных конкурентов, которые могут позволить депонировать номера в отелях и благодаря большим объемам перевозок на более выгодных условиях доовариваться с авиакомпаниями. Поэтому, по мнению самих участников рынка, введение финансовой ответственности приведет к ухудшению положения большинства игроков и в конечном счете к монополизации рынка.
«Дело не в том, насколько финансово состоятельна наша туриндустрия, а в том, что нам предлагают просто«заморозить» часть оборотных средств, — заявил«ЭЖ» гендиректор группы компаний «СНП» Андрей Головин. — Если учесть, что депозитные ставки в банках порядка 16% годовых, то это как раз та сумма, которую мы теряем.
Таким образом, Закон будет выгоден банкам и страховым компаниям, а не клиентам, за счет которых туристические фирмы компенсируют возникающие убытки. Насколько вырастет стоимость путевок, предсказать тоже нетрудно. Нет никаких сомнений в том, что появление этих поправок — плод лоббистских усилий определенных групп, претендующих на доминирующее положение в сфере туристического бизнеса».
Причем больнее всего, считают эксперты, нововведения ударят по небольшим региональным компаниям, работающим на внутренних маршрутах. Сейчас это, пожалуй, один из самых проблемных сегментов отечественного рынка туруслуг. В нем занято не более 10%компаний. Он традиционно считается менее прибыльным, поскольку ориентирован на наименее обеспеченную часть граждан, а его обороты несопоставимы с международным туризмом.
Наблюдатели отмечают стагнацию в этом сегменте и явное падение интереса иностранных туристов к России. А на мировом рынке туруслуг наша страна занимает менее 1%.
По оценкам самих туроператоров, статистика на самом деле выглядит даже более удручающей. В прошлом году объемы перевозок туристов на таких популярных маршрутах, как Золотое кольцо, Москва, Санкт-Петербург, сократились на 20—25%.
Аналогичная ситуация и с некогда популярными речными круизами. Одна из причин— рост стоимости туров. За последние 4 года съездить в Россию иностранному туристу стало в 4 раза дороже. Плюс еще неурядицы с визовым оформлением, отсутствием достаточного числа гостиниц, неразвитость инфраструктуры. С другой стороны, на рынке въездного туризма развернулась острая конкурентная борьба между отечественными и зарубежными компаниями. Понятно, что в случае введения поправок к Закону о туризме иностранцы получат еще одно преимущество.