Участвуя в различных опросах, каждый стремится показать себя с лучшей стороны, а претензии предъявить противной. Особенно это заметно, если свою точку зрения высказывают власть и бизнес. Вроде бы все всё понимают, а толку...
Результаты двух исследований (в первом случае по заказу МБРР были опрошены российские чиновники, а во втором — ОПОРА России поинтересовалась мнением предпринимателей) лишь подтверждают поговорку про соринку в чужом глазу.
Власти всех уровней хорошо помнят о необходимости участия бизнеса в социально-экономическом развитии своих территорий.
И с этой точки зрения стремление бизнеса отстаивать свои частные интересы в ущерб государственным 46,9% опрошенных чиновников расценивают как одну из главных причин недостаточной эффективности взаимодействия предпринимателей и госслужащих. На почетном втором месте — недостаточный опыт ведения общественного диалога с обеих сторон (41,8%).
В целом же ответы чиновников показали, что их отношение к частным структурам является негативным: они почти не видят свои недостатки, зато с готовностью отмечают их на стороне бизнеса. В четырех случаях из пяти ответственность за неэффективное сотрудничество возлагается на предпринимателей.
Странный подход, неправда ли? Особенно учитывая, что основная цель бизнеса — прибыль, и если власть хочет помимо налогов получить еще какую-то пользу (не лично для себя, но для региона, муниципалитета...), то негоже все свои недоработки сваливать на предпринимателей.
А вот отношение бизнеса к служащим можно назвать более лояльным. Как показало исследование ОПОРЫ, более 46% опрошенных отмечают, что власти создают для частных компаний приемлемые условия, а 4,5% даже признают их благоприятными.
Хотя и здесь хватает пессимистов: количество предпринимателей, считающих, что власти им мешают, составило 33%. Однако индекс, отражающий разницу между положительными и отрицательными ответами, превышает 100 как в целом по России, так и по отдельным федеральным округам, то есть бизнес по большей части позитивно оценивает усилия властей.
В ближайшее время служащим и предпринимателям предстоит значительно расширить свое сотрудничество, поскольку государство располагает огромными финансовыми ресурсами и, похоже, всерьез взялось за обновление инфраструктуры и реализацию частно-государственных проектов. В этой ситуации уж лучше брак по расчету, чем добрые ссоры c громкими скандалами (в нашем случае — судебными процессами).
Как же видят совместную жизнь представители бизнеса и власти?
✔ Чиновники предложили несколько форм взаимодействия, которые, по их мнению, могут «примирить» обе стороны. Прежде всего были названы персональные контакты должностных лиц государственных органов с руководством компаний (43,7%). Представителям органов власти стоит участвовать в мероприятиях, организованных деловым сообществом (42,9%), а предпринимателям — в разработке и оценке реализации программ социально-экономического развития территорий (38,2), в рабочих группах по подготовке региональных законопроектов (25,4%).
Выбранные бюрократами ответы дают основания лишь для осторожного оптимизма, поскольку в основном они касаются обмена информацией и совещательной роли частного сектора в разработке социально-экономической политики. А чем обернутся «персональные контакты», которые так нравятся госслужащим, — еще вопрос.
✔ Основные же подходы, которые использует бизнес, выглядят следующим образом. Законными путями идет небольшая часть предпринимателей, причем только 13,3% подают иски в суд. Еще меньше обращаются за поддержкой в профессиональные объединения, что, впрочем, неудивительно, учитывая их невысокую эффективность. Так, в составе ОПОРЫ насчитывается несколько десятков таких структур, а процент частных фирм, использующих их возможности, составляет менее 10. Желающих прибегнуть к помощи СМИ можно сравнить с любителями экзотики — их всего лишь 2,8%.
Почти треть частных фирм указали, что избегают контактов с властями. Эту тактику можно сравнить с поведением страуса, ведь от власти, как и от судьбы, легальному бизнесу скрыться невозможно.
Остальные же (а их явное большинство) уповают на знакомства с чиновниками (42,9%), продвигают своих представителей во власть (6,1) и, наконец, просто платят взятки —28,7%. Кстати, когда чиновники эти взятки берут, они тоже решают свои частные интересы в ущерб государственным.
В общем, как бы бизнес и власть ни оценивали официальные и неформальные методы сотрудничества, выводы не слишком утешительные.
Формы сотрудничества бизнеса и власти
|
Всего |
Федеральный уровень |
Региональный уровень |
Муниципальный уровень |
1. Персональные контакты должностных лиц государственных органов с руководством компаний |
43,7 |
35,1 |
47,9 |
49,3 |
2. Участие представителей органов власти в мероприятиях, организованных деловым сообществом |
42,9 |
36,7 |
47,1 |
45,7 |
3. Участие представителей бизнеса в разработке и оценке реализации планов развития |
38,2 |
39,8 |
34,3 |
40,4 |
4. Участие компаний в рабочих группах по подготовке региональных законопроектов |
25,4 |
24,1 |
29,3 |
22,9 |
5. Проведение общественных слушаний для обсуждения законопроектов и планов социально-экономического развития территорий |
22,8 |
18,2 |
18,2 |
32,5 |