По экономическому потенциалу гидроэнергоресурсов Россия занимает второе место в мире, однако по степени их освоения — 20% — уступает практически всем развитым и многим развивающимся странам. В то время когда общемировая тенденция — расширенное использование возобновляемых источников энергии и в первую очередь гидроэнергоресурсов, наша «Энергетическая стратегия» предусматривает сужение этой области экономики. Разве нам не нужны возобновляемые, экологически чистые и экономически эффективные источники электроэнергии?
Механизм есть, осталось запустить
Российская гидроэнергетика сегодня — это около 100действующих ГЭС, 45 ГВт установленной мощности и165 млрд кВт • ч. годовой выработки — примерно каждый пятый киловатт-час в стране производится на гидростанциях.
При этом износ основных фондов большинства из них превышает 40%, а по отдельным станциям доходит и до 70%. Причина такого положения дел кроется в системной проблеме гидроэнергетики последних 15 лет — ее хроническом недофинансировании, а также длительных сроках эксплуатации гидростанций.
Ситуацию необходимо исправлять, ведь кроме своего прямого назначения гидроэнергетика решает дополнительно ряд важнейших для общества и государства задач. Она является ключевым элементом обеспечения системной надежности Единой энергосистемы России, располагая порядка 95% резерва регулировочной мощности (то есть именно ГЭС при необходимости могут существенно увеличить выработку в течение нескольких минут, для других типов электростанций этот показатель измеряется часами или даже сутками). Кроме того, гидротехнические сооружения играют важную роль в защите населения от наводнений.
В процессе реформирования российской электроэнергетики в конце 2004 г. была создана Федеральная гидрогенерирующая компания (ОАО «Гидро ОГК»), которая к моменту завершения своего формирования — в 2006 г. — объединит почти 50 гидростанций России общей установленной мощностью около 23 ГВт. Совет директоров возглавляет министр Виктор Христенко.
После завершения реформирования российской электроэнергетики контроль над ОАО «Гидро ОГК» сохранится у государства.
Принимая решение о создании компании, государство поставило перед ней масштабные задачи — это и обеспечение надежной работы входящих в нее гидростанций, и развитие гидроэнергетической отрасли, дальнейшее освоение гидропотенциала России.
Вечный донор?
Для решения постановленных перед ОАО «Гидро ОГК» задач потребуется колоссальная концентрация ресурсов всех входящих в компанию гидростанций. В первую очередь это необходимо для разработки скоординированной программы ремонтов и модернизации гидростанций; следующая цель — единая инвестиционная программа развития гидроэнергетики. Однако существующие низкие тарифы для ГЭС, устанавливаемые государством, не позволяют аккумулировать необходимые средства. Задача пересмотра подходов к установлению тарифов на электроэнергию ГЭС возникла еще в середине 90-хгодов прошлого века.
Последние 15 лет гидроэнергетика, по сути, является донором, субсидирующим за счет низких тарифов целые регионы России, отдельные энергоемкие производства, а также рынок электроэнергии в целом. Размер этих субсидий достигает миллиарда долларов в год. Заниженные тарифы — наиболее серьезный барьер на пути развития гидроэнергетики. Сделать их экономически обоснованными — значит не уронить экономику страны в будущем.
Пороги энергетики и пороки экономики
Говоря о развитии отрасли, надо отметить ряд существующих проблем. Во-первых, отсутствуют специальные механизмы привлечения заемных средств для нужд развития гидроэнергетики. Между тем они есть в мировой практике. Государство могло бы оказывать помощь в привлечении внешних ресурсов международных финансовых институтов, например, под гарантии правительства, а также предоставлять льготные кредиты компаниям, занимающимся строительством гидростанций. Длительность инвестиционного цикла строительства гидростанций значительно превосходит аналогичный показатель как для станций с парогазовыми установками, таки для станций, работающих на угле, что существенно сказывается на стоимости привлечения кредитных средств.
Во-вторых, возникают большие проблемы с финансированием подготовки зон затопления ГЭС — по закону они находятся в собственности государства, однако на практике оно не всегда финансирует работы в полном объеме.
Особый комплекс проблем, с которым также сталкиваются строящиеся ГЭС, связан с высокой налоговой нагрузкой, неадкватной, на наш взгляд, уровню тарифов и срокам амортизации самих станций. К примеру, платежи по налогу на имущество Бурейской ГЭС с ее недостроенной плотиной составляют около 50% от выручки станции.
Хочу особо подчеркнуть: ни одна из крупнейших гидростанций мира не была построена на частные деньги, нигде в мире крупные ГЭС не строились и не строятся с преобладающим участием частных инвесторов. Первостепенной здесь является роль государства.
Программа минимум— это слишком мало
Для Федеральной гидрогенерирующей компании приоритетными в плане строек на сегодняшний день являются 2 проекта. Во-первых, это завершение строительства Бурейской ГЭС, к 2009 г. она должна стать самой мощной станцией на Дальнем Востоке. Второй из них — достройка Богучанской ГЭС, в соответствии с Указом Президента РФ от 12 апреля 2005 г. № 412 срок ввода ее первого гидроагрегата установлен до 2010 г. По оценкам Министерства экономического развития и торговли, развитие экономики этого района даст прирост экономике Красноярского края в 2 раза.
Кроме того, в ближайшие годы должны быть увеличены мощности наших станций на Северном Кавказе: Ирганайской ГЭС в Дагестане, Зеленчукских ГЭС в Карачаево-Черкесии. Это для нас программа-минимум, выполнив ее, мы увеличим установленную мощность наших гидростанций к 2010 г. Примерно на 900 МВт. За счет модернизации станций Волжско-Камского каскада их мощность возрастет еще почти на 200 МВт.
Второй барьер
«Гидро ОГК» располагает целым рядом проектов, реализация которых при соответствующем уровне финансирования позволит добавить 4—4,5 ГВт новых гидромощностей до 2010 г. Все предпосылки для этого существуют.
У нас есть мощнейшая научная школа проектирования и строительства гидростанций и гидротехнических сооружений.
Российская промышленность может обеспечить до 95% всех необходимых материалов и комплектующих для строительства гидростанций. Однако, если интенсивное развитие гидроэнергетики не начнется немедленно, существует серьезная угроза потери предприятий, способных строить и эксплуатировать электростанции. Многие из них уже утратили эту способность. Сегодня отрасль подходит ко второму серьезному барьеру — кадровому. Тогда и наличие денег не поможет. Государству сейчас необходимо определить конкретные механизмы поддержки гидроэнергетики. Тем более что рост цен на углеводородное топливо уже превысил все прогнозы.