Правильность определения работниками ФТС России таможенной стоимости товаров — одна из наиболее актуальных проблем во взаимоотношениях отечественного бизнеса и таможенного ведомства. Тем более что именно по поводу необоснованного завышения таможенной стоимости возникает большая часть споров между компаниями, занимающимися внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) и таможенниками.
Очевидно, с желанием сократить количество судебных разбирательств поданному вопросу и связано появление Правил осуществления контроля за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров (далее — Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2005 № 585.
Согласно им обязанности контрольных органов решено возложить на Министерство финансов РФ, которому подчиняется Федеральная таможенная служба, и Министерство экономического развития и торговли РФ, которое вправе своими нормативными актами регулировать вопросы определения таможенной стоимости.
Чиновники Минфина проверят сами себя
Предполагается, что контрольные функции оба министерства будут осуществлять совместно. Для этого они должны создать межведомственную комиссию.
Правилами предусмотрено два вида надзорных мероприятий.
1.Предварительныйконтроль, направленный на предотвращение нарушений таможенными органами нормативных правовых актов, регулирующих таможенные платежи и порядок определения таможенной стоимости товаров (подп. 1 п. 3 Правил).
Чиновники Минфина и Минэкономразвития, в частности, должны будут определить, соответствуют ли законодательству РФ нормативные документы по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, которые применяют в своей работе таможенные органы. Кроме того, специалисты двух министерств будут выявлять в указанных документах различные противоречия и неясности.
Надо сказать, что данное положение выглядит, мягко говоря, странно. Ведь полномочиями по принятию нормативных правовых актов в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров наделен Минфин России (п. 1 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329). Получается, что он теперь должен надзирать за законностью собственных нормативных актов.
2.Минфин и Минэкономразвития должны осуществлять основной контроль, то есть проверять, соответствуют ли действия работников ФТС России положениям нормативных правовых актов по вопросам таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров (подп. 1 п. 3 Правил). Этот вид контроля включает выявление нарушений нормативных правовых актов со стороны ФТС России и проверку обоснованности принятия этим ведомством отдельных документов.
Незаконные акты отменят
Полномочия, которыми наделили Минфин и Минэкономразвития, весьма обширны. По результатам проверок они могут принимать нормативные и индивидуальные правовые акты по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров. Министерские чиновники вправе также приостановить или отменить противоречащие законодательству акты и решения ФТС России.
Кроме того, выявив нарушения закона, Минфин и Минэкономразвития имеют право совместно:
- поручить ФТС России провести служебную проверку в отношении должностных лиц, нарушающих таможенное законодательство с целью привлечения виновных к дисциплинарной ответственности;
- предложить ФТС России провести таможенную ревизию;
- направить материалы в правоохранительные органы для дальнейшего расследования.
Добро пожаловаться!
Хотя принятые Правила адресованы прежде всего чиновникам Минфина и Минэкономразвития, они представляют интерес и для участников ВЭД. Этот документ дает им возможность сообщать в контрольные органы о фактах неправильного определения таможенниками стоимости товаров.
Учитывая, что министерские чиновники обладают большими полномочиями, чем таможенные (как уже было сказано, они вправе отменять акты и решения ФТС России), предприниматели могут воспользоваться возможностью искать управу на таможенников в вышестоящих административных инстанциях.
Возможно, порядок подачи коммерсантами сведений о завышении таможенной стоимости будет определен в Положении об информационном обеспечении контроля за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров.
Необходимость принятия Минфином и Минэкономразвития данного документа предусматривает п. 6 Правил. Это Положение установит порядок и форму предоставления контролерам информации о нарушении сотрудниками ФТС России действующего законодательства (подп. 2 п. 5 Правил). Но и в его отсутствие участники ВЭД вправе сообщать в Минфин и Минэкономразвития о нарушении таможенного законодательства.