Любая организация в случае смены ее руководителя обязана в течение трех дней подать заявление об этом в регистрирующий орган, то есть в инспекцию Федеральной налоговой службы (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации). Форма этого заявления № Р14001 утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».
Согласно сложившейся практике заявление по форме № Р14001 подписывает лицо, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц. Иными словами, заявить о смене руководства в организации может только ее бывший руководитель — директор, генеральный директор, председатель и т. п. В случае если заявление подписано новым руководителем, работники налоговой инспекции отказывают фирме в регистрации изменений (Письмо ФНС России от 26.10.2004 № 09-0-10/4223).
Только если экс-директор своевременно не представит это заявление, сведения о досрочном прекращении его полномочий и назначении нового руководителя может представить один из учредителей или третье лицо. При этом забывчивому бывшему руководителю грозит предупреждение или штраф 5000 рублей по п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
По мнению чиновников фискального ведомства, данный порядок позволяет бороться с незаконными захватами предприятий. Но он ставит участников ООО и акционеров в зависимость от бывшего руководителя, причиной увольнений которого может быть, например, конфликт с владельцами предприятия.
Для коммерсантов было бы гораздо проще, если бы новый директор мог сам подавать в органы ФНС заявление о своем назначении на должность. И такой прецедент уже создан. Речь идет о недавно опубликованном Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.09.2005 № А42-1686/05-31.
Спор из-за подписи
На очередном собрании акционеров ЗАО «Грумант» было принято решение об увольнении действующего директора. Новым директором общества был назначен А. Терехин.
Как законопослушный налогоплательщик общество направило в Инспекцию ФНС по г. Мурманску заявление по форме №Р14001 о внесении в Единый реестр изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества. Подписал его новый директор.
Однако инспекция в государственной регистрации изменений отказала. При этом чиновники сослались на подп. «а» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации. Он гласит, что отказ в государственной регистрации допускается, если не были представлены необходимые документы, указанные в Законе о госрегистрации. К ним относится, в частности, «подписанное заявителем заявление о государственной регистрации» (подп.«а» п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации).
Налоговики сочли, что заявителем в таком случае может быть только руководитель организации, сведения о котором содержатся в Едином реестре. Документ, подписанный новоиспеченным директором, не соответствует требованиям законодательства. А значит, заявление, предусмотренное подп. «а» п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации, по сути дела, отсутствует и общество представило неполный комплект документов. Об этом инспекция сообщила в направленном в общество письме.
Тогда общество повторно представило в инспекцию заявление по форме № Р14001, подписанное опять же А. Терехиным. Только на этот раз к заявлению были приложены копия протокола очередного собрания акционеров, а также копии приказов об увольнении прежнего директора и о вступлении в должность нового.
Руководство общества решило, что этого комплекта документов будет достаточно, чтобы развеять сомнения сотрудников налоговой службы в полномочиях нового топ-менеджера. Но и это не помогло. Инспекция вновь вынесла решение об отказе в государственной регистрации изменений, ссылаясь на туже причину, что и раньше.
Новый руководитель не хуже старого
После этого новый руководитель общества решил зарегистрировать свои полномочия в судебном порядке и подал в арбитражный суд заявление о признании незаконным решения инспекции об отказе в государственной регистрации изменений. Суды первой и кассационной инстанций полностью согласились с требованиями общества, указав на следующие обстоятельства.
- Во-первых, форма заявления № Р14001 не содержит требования о подписании его только тем лицом, сведения о котором содержатся в Едином реестре.
- Во-вторых, Закон о госрегистрации не связывает возникновение полномочий руководителя юридического лица с внесением соответствующих сведений в Единый реестр. Директор вступает в должность не после регистрации налоговым органом заявления по форме № Р14001, а с того момента, который указан в решении о его назначении.
Конечно, Постановление ФАС от 05.09.2005 № А42-1686/05-31 не отменяет Письма ФНС России от26.10.2004 № 09-0-10/4223.Но оно демонстрирует, что организация может через суд добиться внесения сведений о новом директоре в Единый реестр без посредничества бывшего руководителя.