Федеральный закон от 03.12.2011 № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах», вступающий в силу 1 июля 2012 г., вносит значительные изменения в систему юридических лиц в российском гражданском законодательстве1. Впервые с 1994 г. в самый популярный «сегмент» этой системы — коммерческие организации — внесен новый элемент наряду с такими формами юридических лиц как хозяйственные общества и товарищества, государственные и муниципальные унитарные предприятия и т.д. Будут ли партнерства востребованы практикой? Это непростой вопрос, связанный с отличительными особенностями нового вида коммерческих организаций.
Наиболее интересной новеллой, с точки зрения практики, выглядит возможность включения в состав лиц, получающих легальный доход и (или) имеющих право на участие в управлении партнерством, третьих лиц.
Особенности статуса
Их правовой статус отличается следующим. Во-первых, они не являются участниками партнерства, однако могут выступать сторонами соглашения об управлении: «сторонами соглашения об управлении партнерством должны быть все участники партнерства, а также могут быть лица, не являющиеся участниками партнерства» (п. 2 ст. 6 Закона от 03.12.2011 № 380-ФЗ (далее — Закон)).
Внесение указанными лицами вклада в складочный капитал партнерства не является обязательным — согласно п. 1 ст. 10 Закона это обязанность только участников партнерства.
Во-вторых, третьи лица могут иметь право на участие в управлении партнерством и (или) получение части прибыли, если это предусмотрено соглашением об управлении.
В целом Закон не ограничивает вид и объем прав, которые могут принадлежать третьим лицам, четкими критериями, указывая лишь на то, что такие права должны быть предусмотрены соглашением об управлении партнерством: «помимо прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иные права и обязанности участников партнерства, а также права и обязанности лиц, не являющихся участниками партнерства, порядок и сроки осуществления прав и исполнения обязанностей регулируются соглашением об управлении партнерством» (п. 1 ст. 6 Закона).
Выше мы назвали права на получение части дохода и (или) участие в управлении партнерством теми, которые, на наш взгляд, станут наиболее популярными. Новый Закон фактически предоставляет третьим лицам, не являющимся участниками партнерства, полный правовой статус участника — со всеми правами на участие в управлении, получение дохода, преимущественное право на приобретение долей в складочном капитале и т.д. Более того, права таких лиц могут быть даже шире по объему, чем у участников.
Допустимо также наделение третьих лиц «экзотическими» правами. Единственное условие — они не должны противоречить законодательству. Не исключено, что в некоторых партнерствах появится необходимость в таких «экзотических» правах третьих лиц как вето в отношении некоторых или любых решений партнерства или его отдельных органов, согласие на совершение сделок по отчуждению долей в складочном капитале или, например, право требовать ликвидации партнерства (в любой момент или при наступлении определенных условий). Наличие указанных прав не обусловлено участием третьих лиц в соглашении об управлении партнерством. Пункт 2 ст. 6 Закона четко указывает, что участниками соглашения могут быть (но не обязаны) лица, не являющиеся участниками партнерства.
В случае наделения правами третьих лиц, не являющихся участниками соглашения, мы имеем дело с классической гражданско-правовой конструкцией договора в пользу третьего лица (ст. 430 Гражданского кодекса РФ). При этом следует учитывать различия в правовом положении третьих лиц, упомянутых в соглашении об управлении партнерством, в зависимости от того, участвуют они в соглашении в качестве стороны или нет.
1. Третье лицо, не являющееся стороной соглашения об управлении, может быть:
- наделено только правами, так как договоры в пользу третьего лица предусматривают для него только права. Возникновение на основании этого договора у третьего лица обязанностей недопустимо: «Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). В случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства» (п. 3 ст. 308 ГК РФ);
- лишено прав, вытекающих из соглашения об управлении партнерством, если все его участники примут решение об изменении условий соглашения, касающихся наделения третьего лица указанными правами. При этом действует ограничение, предусмотренное п. 2 ст. 430 ГК РФ: «если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, с момента выражения третьим лицом должнику намерения воспользоваться своим правом по договору стороны не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без согласия третьего лица».
2. Третье лицо, являющееся стороной соглашения об управлении:
- может быть наделено как правами, так и обязанностями;
- не может быть лишено прав без своего согласия или решения суда в силу того, что «изменение условий соглашения об управлении партнерством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, допускается по общему согласию сторон соглашения, а в случае, если такое согласие не достигнуто, по решению суда» (п. 2 ст. 6 Закона).
Участие инкогнито…
Возможность фактического участия третьих лиц в управлении и (или) получении дохода без обретения юридического статуса участников, полагаем, будет интересна любым лицам, желающим участвовать в деятельности хозяйственного партнерства анонимно. Сведения о составе участников партнерства вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 5 ст. 10 Закона). Права и обязанности третьих лиц отражаются только в соглашении об управлении, которое подлежит хранению у нотариуса по месту нахождения партнерства и не является публичным документом.
«Соглашение об управлении партнерством и любые вносимые в него изменения подлежат обязательному нотариальному удостоверению и хранению у нотариуса по месту нахождения партнерства и вступают в силу для участников соглашения об управлении партнерством и третьих лиц с момента такого удостоверения. Соглашение об управлении партнерством и любые вносимые в него изменения не подлежат государственной регистрации, и сведения о нем и о содержащихся в нем положениях не вносятся в единый государственный реестр юридических лиц» (п. 2 ст. 6 Закона).
О возможности такого участия наверняка задумаются лица, вносящие реальный вклад в бизнес партнерства, который, тем не менее, не может быть формально оценен и признан имуществом, вносимым в складочный капитал. Например, это лица, использующие свои связи и авторитет для заключения партнерством выгодных контрактов, поиска контрагентов, продвижения партнерства на рынке соответствующих товаров (работ, услуг) и т.п. Указанное новшество может использоваться для включения в состав третьих лиц тех, кто планирует в будущем стать участником партнерства.
Вкладчик и третье лицо
Сравним правовое положение третьего лица в хозяйственном партнерстве и вкладчика в существующем с 1994 г. и не получившем значительного распространения товариществе на вере (коммандитном товариществе).
Согласно п. 1 ст. 82 ГК РФ в товариществе на вере (коммандитном товариществе) «наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности».
Как видим, вкладчики в товариществе на вере, несмотря на внесение имущественного вклада, не получают прав на участие в управлении и не участвуют в деятельности товарищества. Зато они не отвечают по обязательствам товарищества своим имуществом.
В отличие от них третьи лица в хозяйственном партнерстве могут получить право участвовать в управлении, если это предусмотрено соглашением. Допустимо также внесение ими имущественного вклада (имейте в виду, что это не может являться вкладом в складочный капитал — доли могут принадлежать только участникам партнерства). Третьи лица партнерства не отвечают по его обязательствам своим имуществом (если иное не предусмотрено заключенным с их участием соглашением об управлении).
«Серый кардинал»
Одной из основных особенностей новой организационно-правовой формы юридического лица следует признать высочайшую роль в деятельности партнерства, особенно во внутрикорпоративных отношениях, документа, который даже не относится к учредительным, — соглашения об управлении. Выше мы описали возможности, предоставляемые соглашением касательно наделения третьих лиц корпоративными и иными правами в отношении партнерства и его участников.
Кроме того, в соглашение могут быть внесены и иные положения, затрагивающие различные аспекты деятельности партнерства и взаимоотношения между участниками, а также между участниками и партнерством. Закон крайне незначительно ограничивает свободу участников в установлении условий соглашения, не противоречащих законодательству: «соглашение об управлении партнерством может содержать любые не противоречащие настоящему Федеральному закону и другим законодательным актам Российской Федерации условия по вопросам управления партнерством, деятельности, реорганизации и ликвидации партнерства, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие положения должны содержаться в уставе партнерства» (п. 1 ст. 6 Закона).
Однако это задает высокие требования к качеству документов, на основании которых действует партнерство (устава, как единственного учредительного документа, и соглашения об управлении). Если традиционные формы коммерческих организаций — ООО и АО — жестко регулируются законом и специальное обдумывание положений их учредительных и внутренних документов необязательно (хотя весьма желательно — для предупреждения корпоративных конфликтов), то перед созданием хозяйственного партнерства участникам необходимо тщательно взвесить все положения устава и особенно соглашения об управлении, чтобы они отвечали их интересам. В этой связи представляется необходимым привлечение профессионалов для разработки документов, чтобы перевести на язык «сухих норм» договоренности партнеров в сфере развития бизнеса, управления им и гарантий его стабильности.
1 Подробнее о хозяйственных партнерствах см. «КС», 2012, № 01.