Скромные успехи российской власти в демографической политике, в частности повышение продолжительности жизни мужчин до 62 лет, подхлестнули волну дискуссий об увеличении пенсионного возраста. Одни эксперты считают необходимым ввести скользящий график его роста (примерно на полгода ежегодно). Другие предлагают государству сначала довести продолжительность жизни мужчин до 75 лет, а женщин — до 80 и только потом поднимать планку выхода на пенсию.
Увеличение продолжительности жизни граждан при сокращении численности населения трудоспособного возраста неизбежно приводит к нарастающему как снежный ком дефициту бюджета Пенсионного фонда, отметил в своем выступлении на пресс-конференции в РИА «Новости» руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
Сегодня рост продолжительности жизни российских пенсионеров компенсируется увеличением налогов на следующее поколение работников. Но рано или поздно редеющие ряды граждан трудового возраста не смогут кормить нарастающую массу пожилых людей и наступит коллапс нынешней пенсионной системы, которая, по сути, напоминает финансовую пирамиду.
Более того, снежный ком дефицита ПФР может перерасти в лавину дефицита всей бюджетной системы, что чревато нарушением макроэкономической стабильности, неуправляемой инфляцией и всеми прелестями, свидетелями которых мы стали в 1990-х гг.
Проблема дефицита пенсионной системы также может привести к тяжелым для нынешней власти политическим последствиям. Не секрет, что успех правящего режима на последних выборах во многом был обеспечен электоратом пожилого возраста. Но что будет делать власть, когда повышать пенсии будет не на что?
«Хотя повысить пенсионный возраст обычно бывает непросто с политической точки зрения, в мире растет число стран, принимающих такие решения, включая как наиболее развитые, так и страны с формирующимся рынком, — подчеркивает г-н Гурвич. — Пенсионный возраст принято увеличивать достаточно медленно (ежегодно не более чем на полгода) с учетом ситуации на рынке труда и политических ограничений».
Параметры повышения возраста должны обеспечивать неизменность соотношения между длительностью трудовой деятельности и продолжительностью пребывания на пенсии.
«С 1 октября прошлого года в Украине уже началось повышение пенсионного возраста для женщин на полгода ежегодно», — отметила ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи Лидия Ткаченко.
В украинском законодательстве прописан соответствующий график, в котором указано, какие женщины и когда будут выходить на пенсию. Сейчас пенсионный возраст для представительниц слабого пола уже составляет 55,5 лет.
Одновременно повышается пенсионный возраст для некоторых категорий мужчин. В первую очередь это касается государственных служащих и приравненных к ним категорий граждан (ученых, судей, прокуроров и других людей, имеющих более льготные условия оформления пенсий).
Возникает закономерный вопрос: почему повышение пенсионного возраста начинается именно с женщин? Потому что в Украине всего лишь 2/3 мужчин доживают до 60 лет, и в среднем у них впереди еще 15 лет жизни. У женщин вероятность дожить до 60 лет значительно выше — 85%, а дальнейшая продолжительность их жизни в среднем равняется 20 годам.
«Разговоры о повышении пенсионного возраста ведутся с момента распада Советского Союза, — напомнил член комитета по финансам и бюджету мажилиса Казахстана д.э.н. Аманжан Жамалов. — Экономическое положение многих стран СНГ тогда оставляло желать лучшего, поэтому у многих политиков был велик соблазн решать эти проблемы за счет увеличения возраста выхода на пенсию».
Весьма показательно, что о повышении пенсионного возраста вновь активно заговорили во время экономического кризиса 2008—2009 гг. и последующего периода экономической нестабильности. Снова возникает соблазн решать возникшие экономические проблемы за счет сокращения социальных программ.
Зачастую проблему повышения пенсионного возраста в государствах СНГ сравнивают с ситуацией в развитых странах, например в США, Западной Европе или Японии. Однако при этом всегда забывают упомянуть, подчеркнул г-н Жамалов, что уровень здравоохранения и социальной защиты в целом в названных странах гораздо выше.
Если сравнить все эти показатели с аналогичными параметрами, например, в Казахстане, то становится ясно, что предстоит еще много работать, чтобы достигнуть уровня социальной защиты, существующего в развитых странах. А ведь именно он стал основой увеличения продолжительности жизни в этих государствах.
Следует особо отметить, что причины старения нации в развитых государствах и странах СНГ отличаются коренным образом. В США, Западной Европе и Японии уровень рождаемости снизился, потому что система трудовых отношений стимулирует поздние браки и соответственно позднее рождение детей и сокращение их количества. Кроме того, высокий уровень жизни людей привел к формированию иных ценностных установок, и граждане в меньшей степени стали обременять себя заботами о детях.
В странах Содружества корень старения нации совершенно другой, уверен А. Жамалов. В 1990-е гг. после развала СССР население переживало экономический и социальный шок. Люди испытывали психологический дискомфорт, неуверенность в завтрашнем дне. Именно из-за этого резко упала рождаемость.
Прежде чем говорить об увеличении пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин, нужно обеспечить средний возраст жизни для представителей сильного пола до 75 лет, прекрасной половины человечества — до 80, считает депутат мажилиса Казахстана.
В заключение заметим, что во многих странах, включая Россию, в последние десятилетия возникла инфляция возраста. Человек, который сохранял в 1960-х гг. работоспособность до 60 лет, теперь чувствует в себе силы трудиться до 65. Однако для вовлечения в трудовую деятельность граждан в возрасте свыше 60 лет государство должно создавать соответствующие условия (например, снижать страховые платежи для работодателей и увеличивать размер пенсий для людей, продолжающих трудиться в зрелом возрасте), а не тупо повышать пенсионный возраст.