Помощник президента Аркадий Дворкович объявил, что действующий президент Дмитрий Медведев и избранный президент Владимир Путин приняли принципиальное решение о фактическом возврате к политике Стабилизационного фонда. В Минфине уже готовы расчеты для так называемой контрциклической политики с использованием резервного фонда.
Суть контрциклической политики проста: при расчете бюджета фиксируется объем нефтегазовых доходов, которые можно потратить на текущие расходы. Доходы сверх этого порога, то есть выше определенной цены нефти, отправляются в Стабфонд. Но если доходы ниже порога, то есть цена нефти снижается, дефицит бюджета финансируется из Стабфонда.
Основной вопрос теперь, когда и на каком уровне вводить цену отсечения, то есть после какого размера цены нефти сверхдоходы реквизировать в неприкасаемую часть бюджета. Министр финансов Антон Силуанов предлагает ограничить использование нефтегазовых доходов с 2016 г. с ценой отсечения в 90 долл. за баррель. По расчетам Минфина именно такой будет средняя за десять лет мировая цена нефти. Ненефтегазовый дефицит бюджета за последние годы вырос с 5,3% ВВП в 2007 г. до 11,2% ВВП в 2011-м.
Эксперты отметили, что для достижения объявленной цели, для накопления серьезных резервов, придется отказаться от идеи сделать бюджет бездефицитным к 2015 г. Тогда компенсировать потери правительству придется внешними займами. Минфин с этим не спорит, отмечая только, что объем займов будет жестко ограничен. Чистые внешние заимствования — 1% ВВП. Министерство предлагает начать делать заначку уже с будущего года, установив для начала планку в 97 долл. за баррель, а все «излишки» отправлять в резерв. Минфин приводит данные о росте зависимости российского бюджета от нефтегазовых доходов за последние десять лет. В 2000 г. их доля в общем объеме доходов федерального бюджета составляла 20%, в 2004 г. — 30%, в 2011 г. уже около половины. Независимые эксперты добавляют, что по другим подсчетам зависимость превышает 72%. До кризиса действовало бюджетное правило: нефтегазовые доходы, которые можно было потратить на текущие нужды, ограничивались определенным процентом ВВП (чуть более 4%). Все, что превышало трансферт, уходило в резерв. Кризис заставил отказаться от этого правила и начать все нефтегазовые поступления направлять на текущие нужды. В итоге на 1 марта 2012 г. в резервном фонде находилось 1,8 трлн руб, а в феврале 2009 г. почти 4,9 трлн руб.
Предложения Минфина созвучны рекомендациям ВБ, МВФ и ОЭСР. Объем резервного фонда должен составить 7% ВВП. По расчетам Минфина этого хватит, чтобы противостоять кризису, не уступающему по мощи и продолжительности катаклизмам 2008—2009 гг., когда цены на нефть рухнули с 130 до 39 долл. за баррель.