Европейский комитет по статистике, подведя итоги февраля, сделал печальный вывод: кредитование домохозяйств и бизнеса растет непозволительно медленно. Это означает, в частности, что водопад ликвидности, пролившийся из денежных резервуаров Европейского центробанка в последние несколько месяцев, так и не достиг конечного потребителя — заемщика.
Более того, динамика отрицательная. Если в январе рост кредитования в целом составлял 1,5%, то в феврале всего 1,1%. Особенно скверные данные поступают из самых проблемных стран еврозоны — Португалии, Испании и Ирландии, где кредитование не только не растет, но и сокращается. Это неудивительно, поскольку обремененные долгами страны всячески сокращают государственные расходы, что не может не сказываться на состоянии денежного рынка. Плохо еще и то, что кредитование в Германии — стране, которой долговой кризис коснулся в наименьшей степени, едва растет.
Все эти сведения и рассуждения приведены в ежемесячном отчете Европейского центробанка.
Интересно, что обычно появления данного документа никто с волнением не ожидает: рутинная статистика, никаких сенсаций. Но на сей раз пресса и аналитики проявили к отчету удивительный интерес. И это понятно: февральские данные должны были прояснить судьбу 1 трлн евро, который Европейским центробанком был распределен в декабре между банками в виде трехлетних депозитов под нерыночно низкий процент.
Одной из причин такой нехарактерной расточительности ЕЦБ стала непривлекательная статистика конца прошлого года: как выяснилось, три месяца подряд предложение денег в еврозоне снижалось. Такого никогда в истории финансового объединения не случалось. Многие экономисты и аналитики выражали надежду, что триллион евро снимет напряженность в банковском секторе и покончит с кредитным дефицитом, который буквально засушивал экономику еврозоны. Но надежда не оправдалась.
Мартин ван Флиет, старший аналитик группы ING, счел нужным осторожно предупредить клиентов: «Риск кредитного кризиса в некоторых частях еврозоны отнюдь не исчез после массированных вливаний ЕЦБ». Хотя показатели кредитования улучшились по сравнению с прошлогодней ситуацией, то обстоятельство, что в феврале кредитов было выдано меньше на 8 млрд евро, чем в январе (даже с учетом календарного фактора), заставляет пессимистически смотреть на перспективы еврозоны.
Михаэль Шуберт из Commerzbank возражает голландскому коллеге: расстраиваться рано, действия ЕЦБ правильные, просто деньги пока не дошли до потребителя. Показательной, по мнению Шуберта, будет только мартовская статистика. Кроме того, не надо забывать, что ушибленные кризисом европейцы (и как частные лица, и как менеджеры и владельцы бизнеса) не очень-то стремятся брать деньги в долг, даже если у банков есть что предложить им.
Председатель ЕЦБ Марио Драги излучает оптимизм: он уверен, что деньги в самое ближайшее время дойдут до бизнесов и домохозяйств. В частности, считает Драги, резко должны увеличить кредитную активность небольшие региональные германские банки, служащие традиционным источником денег для важнейшей составной части экономики еврозоны, а именно германского малого и среднего бизнеса. «Не то что бы эти деньги непременно должны быть взяты в кредит немецкими предпринимателями, это не обязательно, — говорит Драги, — но факт в том, что эти деньги совсем рядом с ними».
Драги рассыпал комплименты в адрес немцев скорее всего потому, что выступал в Берлине, полагает Шуберт, и тем не менее его высказывание вполне справедливо.