Всероссийский союз страховщиков (ВСС) провел заседание рабочей группы Правового комитета, на котором обсуждались градации надзорных санкций со стороны регулятора в зависимости от степени провинности страховой компании. По итогам заседания была предложена следующая схема: санкции — малые штрафы — крупные штрафы (предписания или вопрос о персональной ответственности главных лиц компании с внесением их фамилий в черный список) — приостановление лицензии — лишение лицензии.
За небольшие нарушения к страховщику могут применяться малые штрафы (до 500 000 руб.). После трех таких штрафов надзор может выписать систематическому нарушителю большой штраф, выдать предписание либо поставить вопрос о персональной ответственности лиц, деятельность которых угрожает компании банкротством. Конкретную меру выберет надзорный орган.
ВСС предложил Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) систему создания черных кадровых списков. Речь идет о запрете на профессию для менеджеров уровня генеральных директоров и их заместителей, главных бухгалтеров компаний в случае, если их вина в доведении страховой компании до банкротства будет доказана.
Как отмечают участники рынка, для мелких страховых компаний малые штрафы (500 000 руб.) могут оказаться не малыми, а неподъемными. Поэтому ВСС предлагает оставить как вариант надзорного влияния прежний метод предписаний со стороны ФСФР и приостановления лицензии страховщика в случае невыполнения этих предписаний (с возможным дальнейшим отзывом лицензии). Ключевым пунктом в таком варианте остается составление черного списка виновных должностных лиц.
В ФСФР 10 апреля состоится специальный семинар, на котором будет рассмотрена предложенная ВСС схема воздействия на страховые компании. За январь — март 2012 г. ФСФР применила штрафы к 21 компании, причем, как считают некоторые эксперты, в ряде случаев причиной провинности стали технические ошибки.
До 15 апреля в ФСФР планируют разобраться с отчетом по новой практике техосмотра, предоставленном службе Российским союзом автостраховщиков (РСА). Отчет занимает 900 страниц. Жалобы в ФСФР от граждан на нарушения, связанные с ТО, практически отсутствуют: в основном жаловались друг на друга страховые компании. За I квартал ФСФР дважды отправляла страховщикам запрос о данных по работе с талонами ТО и ОСАГО в соответствии с новым законодательством. Выводы из собранной информации будут озвучены на намеченном ФСФР тематическом совещании в середине апреля.
В РСА тоже задумались об улучшении системы управления. На днях внеочередное собрание участников РСА утвердило предложенные союзом изменения в устав союза по реформированию органов управления и системы управления союза.
До 7 июня, по словам президента РСА Павла Бунина, рабочая группа РСА планирует определиться с новым порядком финансирования текущих расходов союза. По действующему закону РСА финансируется за счет 1,5% собранных премий членов союза. Возможно, будет пересмотрена и действующая система голосования, когда каждые 5% в общих сборах по ОСАГО обеспечивает один голос страховщику (благодаря чему «Росгосстрах» имеет шесть голосов), в сторону более демократичной системы «один страховщик — один голос».
В то же время голоса в РСА привязаны к финансированию союза. «Росгосстрах» за свои голоса расплачивается более крупными ежегодными взносами (порядка 5 млн долл.), чем участники с одним голосом. Если будет принята новая система голосования, отчисления с каждого участника РСА достигнут 13 млн руб. ежегодно. Это сделает экономически бессмысленной деятельность всех страховых компаний, собирающих равную или меньшую сумму премий по ОСАГО.