Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал нижней палате принять Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика во втором чтении. Документ будет рассмотрен на одном из ближайших заседаний Госдумы. Московский метрополитен добился своего: согласно окончательной версии законопроекта на подземку действие закона не распространится.
Авторы законопроекта считают, что введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами приведет к увеличению объема компенсаций за ущерб, нанесенный жизни, здоровью или имуществу пассажира, до 6—10 млрд руб. ежегодно. Минимальной страховой выплатой за гибель пассажира назначены 2 025 000 руб., и 2 млн руб. за причинение вреда здоровью. Этого будет достаточно, чтобы поддержать семью пассажира в течение 5—10 лет после его гибели (нетрудно посчитать, что данной суммы хватит на ежемесячные выплаты примерно в 33 000 руб. на протяжении пяти лет, или 16 500 руб. — на протяжении десяти) или оплатить пострадавшему лечение и реабилитацию.
Страховая премия по данному виду страхования будет зависеть от технического состояния транспорта и других рисковых факторов. Правительство определит ценовой коридор, внутри которого страховщики будут договариваться с клиентами. По расчетам, доля расходов на страхование в структуре расходов транспортных компаний не будет высокой. Намеченная дата вступления нового закона в силу — 1 января 2013 г. Помимо метро из сферы действия закона исключено такси.
За основу нового законопроекта был взят Закон об ОСАГО, скрещенный с положениями Воздушного кодекса. Согласно стандартам Воздушного кодекса, введенным в действие в 2008 г., жизнь авиапассажира страхуется на случай гибели на 2 млн руб. От ОСАГО в новом законопроекте больше: это и положение о создании СРО страховщиков, и требование сформировать гарантийный фонд для выплат (на это отводится девять месяцев с момента принятия закона), и намерение создать информационную базу данных по перевозчикам, в которую страховщики будут в обязательном порядке вносить данные обо всех заключенных договорах. Как отметил глава «Ингосстраха» А. Григорьев, пока технические вопросы со всем вышеперечисленным не решены и неясно, какой госорган будет этим заниматься.
Президент Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков Илья Кабачник заявил, что Воздушный и Морской кодексы вполне справляются с обязанностью по обеспечению выплат пострадавшим пассажирам и воздушный и морской транспорт из действия закона тоже должны быть исключены. Разные виды транспорта сложно привести к одному знаменателю, поскольку отличий в них больше, чем сходства.
Вместо положения об обязательном страховании ответственности перевозчика в отношении метро в законе появится статья, регламентирующая порядок «возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при перевозке пассажиров метрополитеном». Таким образом, обязанность выплачивать компенсации за ущерб с метрополитена не сняли. Ответственность метрополитена в соответствии с этой статьей будет начинаться в момент посадки пассажира в вагон и заканчиваться при выходе из него. Травмы, полученные пассажиром на перроне, эскалаторе или в вестибюле станции метро, будет возмещаться по правилам, регламентируемым Гражданским кодексом.