Несмотря на относительно благоприятные прогнозы развития российской промышленности дела идут хорошо лишь у отечественных производителей энергоносителей, некоторых видов химической продукции и металлургов. Но в одном из основных сегментов, определяющих состояние современной экономики, — станкостроении Россия отстает по основным показателям от развитых стран мира.
По словам главного редактора специализированного журнала «Инструмент. Технология. Оборудование» Анатолия Воеводина, «из-за колоссального недофинансирования российская станкостроительная отрасль не способна восстановить былую конкурентоспособность на мировом рынке».
Российское станкостроение потеряло былую мощь
Действительно, в далеком 1954 г., по данным журнала, СССР занимал второе место в мировом рейтинге стран — лидеров в области станкостроения. На него приходилось 18% мирового объема производства станков как для металлообрабатывающих отраслей, так и кузнечно-прессового оборудования (КПО). Первое место занимали тогда США (24%). CCCР по этим показателям оставлял позади себя ФРГ (16%), Великобританию (8), ГДР (5) и Францию (5%).Эту позицию СССР сохранял в течение всех оставшихся лет до 1990 г.
В 2010 г. Россия заняла лишь 21-е место. К этому времени прочное лидирующее положение занял Китай (28%), за ним следуют Япония (23), Германия (17), Италия (13) и Южная Корея (8%). Соединенные Штаты на сегодняшний день занимают в этом списке восьмое место (3%). Кардинальные перемены в рейтинге крупнейших стран-производителей и, как следствие, уход США с позиции лидера являются слабым утешением для отечественных станкостроителей, потерявших былую славу производителей широчайшей номенклатуры станков. В 1970—1980 гг. СССР экспортировал тысячи станков во многие страны мира, в том числе в Японию, ФРГ, Италию, страны СЭВ и др. С 1984 по 1990 г. только в ФРГ было экспортировано более 45 000 станков и КПО.
В начале 1970-х годов началось внедрение современных цифровых технологий, но предприятия не смогли устоять в тяжелое время начавшихся экономических реформ 1990-х годов. Тогда целые отрасли машиностроения резко сокращали свое производство и фактически прекращали переоснащать его современным оборудованием, станкостроительные предприятия были вынуждены не только сокращать объемы производства, но и сворачивать программу собственного переоснащения. Часть из них вообще прекратила свою работу из-за отсутствия заказов, рейдерских захватов и других причин.
В результате низкого спроса и высокой налоговой нагрузки станкостроение, по мнению директора по связям с промышленностью и госструктурами Российской ассоциации производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент» Николая Юденкова, не имеет достаточно средств для технического переоснащения. Не менее тяжелым фактором, по его мнению, является потеря научно-исследовательских отраслевых институтов, квалифицированных кадров ИТР и рабочих и отсутствие трудовых резервов.
Растущий импорт угрожает
На сегодняшний день видна тенденция постоянного увеличения импорта станков и КПО. При этом происходит сокращение экспорта этих видов продукции, что, по мнению А. Воеводина, говорит о растущей зависимости страны от импортной составляющей. По его словам, большинство предприятий энергетического комплекса, автомобильной промышленности, металлургической и других развивающихся секторов национальной экономики нельзя в полной мере назвать отечественными производствами. Они работают на зарубежном оборудовании и при изменении политической ситуации не способны долго поддерживать отрасль, так как все комплектующие к такому оборудованию поставляются из-за рубежа, а аналогичное производство в стране отсутствует.
Перечисленные факторы привели к тому, что прирост импорта в 1,5—2 раза превышает динамику расширения рынка. Таким образом, импорт, по мнению аналитиков рынка, ежегодно будет увеличиваться на 8—10%. В то же время рост экспорта продукции предприятий отрасли будет составлять порядка 3—5% в год. По сравнению с сырьевыми отраслями станкостроение во всем мире не имеет инвестиционной привлекательности и кроме собственных инвестиций обычно получает существенную государственную поддержку.
Эти выводы подтверждаются данными ассоциации «Станкоинструмент». В 2011 г. экспорт отечественной станкостроительной продукции составил 64 млн долл. Импорт за тот же период составил 1118 млн долл. Потребность страны в металлорежущих станках и КПО аналитики «Станкоинструмента» определили в 1317 млн долл. Это катастрофически мало, например, по сравнению с динамично развивающейся китайской экономикой. В 2011 г. китайская станкостроительная отрасль произвела продукции на 28277,1 млн долл., экспорт составил 2418 млн долл. Китайские производители импортировали в 2011 г. станков на 13240,2 млн долл. Потребление станков и КПО в Китае в прошлом году — 39099,2 млн долл. Комментарии, как говорится, излишни.
Россия экспортирует свою продукцию в 40 стран, основными из которых являются Белоруссия, Украина и Казахстан. Импорт поступает из 65 стран, главные из которых — Германия, Китай, Швеция, Италия, Белоруссия, Украина, Япония, США, Швейцария, Австрия.
Так, в секторе режущего инструмента в 2010 г. лидером поставок в нашу страну был Китай. Его доля составила 17,4% (86 419 000 долл). За ним следует Германия — 14,5% (71 752 000 долл.), далее США — 12% (64 083 000 долл.) и Италия — 9,4% (46 396 000 долл.).
Тяжелое состояние отрасли характеризуется невысокой нормой прибыли, всего 2—3% даже у успешных компаний. Это приводит, по мнению А. Воеводина, к тому, что многим предприятиям гораздо выгоднее сдавать в аренду площади, получая при этом гарантированную выручку и освобождаясь от решения социальных проблем, присущих крупным производствам.
Слабый свет в конце тоннеля
Для решения задач, стоящих перед отраслью, необходимо четко сформулированное понимание государством стратегической роли станков в обеспечении национальной безопасности государства и устойчивости экономики страны. Ведь, по мнению кандидата экономических наук Сергея Гонялина, «страны, имеющие развитое станкостроение, обладают высоким промышленным и военным потенциалом». Необходимо, по мнению Н. Юденкова, как можно скорее решить налоговые проблемы отрасли. Так, можно пойти по пути наиболее развитых стран, в частности Великобритании или США, где предусмотрена ускоренная амортизация стоимости оборудования с освобождением таких предприятий от налогов. Это стимулирует рост спроса на станки, ведет к обновлению станочного парка промышленности. Япония освободила станкоинструментальную промышленность практически от всех налогов (на землю, недвижимость, прибыль, направленную на расширение производства, и т.д.), при этом можно получить кредиты практически под нулевой процент на десять лет. Именно это и способствует тому, что японское станкостроение сегодня является самым передовым в мире.
По мнению С. Гонялина, нужно как можно активнее привлекать к сотрудничеству наиболее мощные станкостроительные компании мира, способствуя открытию их филиалов в России. Этим путем пошли Бразилия и Индия, где начали работать десятки филиалов западных фирм. Таким образом были открыты каналы постоянного сотрудничества местных инженеров с представителями ведущих компаний мира, что позволило Бразилии и Индии в свое время обогнать по производству станков Великобританию и Францию.
По подобному пути пошли власти Ульяновской области, подписав 16 ноября 2011 г. соглашение о создании нового производства с председателем правления Gildemeister AG Рюдригом Капицей. Объем инвестиций в проект составляет 20 млн евро. Компания Gildemeister — крупнейший производитель в мире токарных и фрезерных станков с ЧПУ. Концерн владеет 12 заводами в Германии, Италии, Польше и Китае. Ему принадлежит также торговая компания DMG Vertriebs und Service GmbH. Корпорация собирается построить завод мощностью от 850 до 1000 станков в 2013 г. Строящийся завод включен в список особо значимых инвестпроектов. Для него, в частности, предусмотрены восьмилетние налоговые льготы — 13,5% налога на прибыль, а также освобождение от имущественного, транспортного и земельного налогов, сообщила газета «Ведомости».
Станки Gildemeister AG нужны области для авиационной и автомобильной промышленности. Н. Юденков уверен, что новый завод корпорации будет обеспечен работой на десять лет вперед, даже если он будет работать лишь на «Авиастар», являющийся одним из крупнейших производителей авиационной техники в России и СНГ.
Нельзя сказать, что правительство страны глухо к проблемам станкостроителей и не принимает никаких мер. 7 февраля 2011 г. было принято постановление Правительства РФ № 56 «Об установлении запретов и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, выполняемых иностранными лицами, в рамках размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства». В соответствии с этим постановлением запрещается приобретение станкоинструментальной продукции для нужд обороны страны при наличии выпускаемых российских аналогов. Разработан и находится на стадии принятия, по словам президента ассоциации «Станкоинструмент» Георгия Самодурова, проект постановления правительства о субсидировании ставок по кредитам, которые привлекаются предприятиями для техперевооружения за счет отечественной станкоинструментальной продукции. Это позволит стимулировать спрос на российские станки, придаст импульс развитию производства, повысит конкурентоспособность отрасли.
Но эти меры не снимают проблему технического переоснащения отрасли. В 2010 г. все 46 станкостроительных заводов, по данным Н. Юденкова, выпустили 2002 станка, 1928 КПО (в 1990-е гг. было около 110 000 штук). По его словам, в России надо менять 1,5 млн станков. Учитывая, что импорт, по данным ассоциации, составил около 10 000 станков, сменить такое количество оборудования мы сможем почти за 120 лет. Существует масса ограничений на поставки двойных технологий, которые не позволяют нам купить не только лицензии, но и многие виды современного оборудования. Более 30 позиций Вассенаарских договоренностей, по словам Н. Юденкова, перекрывают нашей стране доступ ко всем суперсовременным и просто современным станочным технологиям (по точности, производительности, новизне технологий и др.). На сегодняшний день отрасли необходима мощная поддержка государства, чтобы отечественное станкостроение смогло подняться из руин, особенно после вступления в ВТО.