В 2012 г. начался очередной этап экономической интеграции на пространстве Таможенного союза — Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Формируется единая таможенная территория Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Госдума 20 марта ратифицировала договор о зоне свободной торговли1. В весеннюю сессию, предположительно в мае — июне будет внесено на ратификацию в Госдуму и Соглашение о вступлении в России во Всемирную торговую организацию2. Актуальный разговор о задачах Федеральной таможенной службы, новых условиях и инициативах бизнеса по улучшению таможенного администрирования состоялся в рамках II Международной конференции «Таможня и ВЭД».
ФТС России: бизнес критикует и советует
По словам заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова, главное сегодня — «работать над созданием более комфортных условий для бизнеса». В частности, необходимо улучшить таможенное администрирование с помощью внедрения перспективных технологий.
В 2013 г. ФТС России предполагает сформировать план внедрения технологии автоматического выпуска товаров. Предстоит «перейти на полностью безбумажное декларирование и исключить таким образом возможность контакта участника внешнеэкономической деятельности с сотрудником таможенных органов, за исключением тех случаев, когда это касается системы управления рисками», унифицировать программные средства, таможенное законодательство.
Наряду с этим необходимо организовать полноценный информационный обмен и единое администрирование общих таможенных процессов. Все это, по мнению Р. Давыдова, приведет к улучшению инвестиционного климата. Работу в данном направлении ФТС России ведет совместно с представителями бизнеса. Так, в составе Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ)3 действует рабочая группа по совершенствованию таможенного администрирования (далее — рабочая группа), в которой, как отметил заместитель руководителя ФТС России, представители бизнеса составляют большинство — «бизнес критикует и советует». Представитель таможни предпочтительным считает эволюционный, а не революционный путь развития: «Европейцы шли к этому долго, а мы хотим все быстро и сейчас». Такой сложный процесс не может быть быстрым.
Таможенное администрирование: дилеммы и решения
«Экономика становится сложнее, законодательство за ней не успевает», — отметила член рабочей группы по совершенствованию таможенного администрирования, партнер, руководитель практики таможенного права и внешнеторгового регулирования «Пепеляев Групп» Галина Баландина. Она рассказала, какими, по версии АСИ, предстают четыре ключевые дилеммы (см. таблицу) — проблемы выбора между двумя возможностями, касающиеся таможенной службы, и предложила решения: одно глобальное — смену модели работы таможни (в частности, выпуск товара в обмен на финансовые гарантии) и несколько локальных. Выбранное решение требует законодательного закрепления, особенно в ситуации, когда России вступает в ВТО.
Догонит ли законодательство экономику
По мнению Г. Баландиной, вступление России во Всемирную торговую организацию — безусловно, самое значимое событие прошлого года. «Мы к нему 17 лет шли и теперь — в ожидании перемен к лучшему. Ближайшее ожидаемое событие — снижение таможенных сборов на экспорт не облагаемых ввозными пошлинами товаров до тысячи рублей». По имеющейся информации, это событие может произойти на следующей неделе.
В дальнейшем ожидается, что размер ставок при экспорте и импорте по отдельным видам товаров будет снижен с 100 000 до 30 000 руб. Г. Баландина подчеркнула, что так зафиксировано в правительственном акте: 100 000 руб. — это сегодня максимальная ставка. И есть ремарка, что будет 30 000 — начиная с даты присоединения России к ВТО. Таким образом будет выполнено требование ВТО «не превращать в формальности скрытые протекционистские меры».
Г. Баландина процитировала п. 3 ст. VIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ/ВТО): «Никакая из Договаривающихся Сторон не должна налагать крупных штрафов за незначительные нарушения таможенных правил или процедурных требований. В частности, штраф за какие-либо пропуски или ошибки в таможенной документации, которые легко исправимы и явно были совершены не в целях обмана и не являются грубой небрежностью, не должен превышать размера, который необходим для того, чтобы служить только предупреждением». Представитель «Пепеляев Групп» полагает, что есть основания ожидать и соответствующих позитивных изменений в КоАП РФ.
Изменятся и правила, и принципы
Вступление России в ВТО предполагает не только следование своду определенных правовых предписаний, но и соблюдение конкретных принципов государственного управления в сфере внешней торговли. В частности, это принцип транспарентности, то есть прозрачности, стабильности и предсказуемости.
По словам Г. Баландиной, представители Минэкономразвития России обещают, что при вступлении России в ВТО законодательные нормы не будут введены в действие до тех пор, пока с ними не ознакомятся и не выскажут мнение все участники внешнеторговых отношений. Сегодня все не так. Нет системы консультаций, нет закона о лоббировании интересов бизнеса, а от открытости до полной закрытости ведомств очень короткая дистанция. Поможет ли нам ВТО в плане улучшения таможенного администрирования и будет ли это эволюционный или революционный путь, покажет время. Но уже сегодня нельзя не отметить готовность Федеральной таможенной службы «преображаться и делать шаг навстречу бизнесу».
1 Договор о зоне свободной торговли подписан 18 октября 2011 г. в Санкт-Петербурге.
2 16 декабря 2011 г. на 8-й Министерской конференции стран — членов ВТО в Женеве был одобрен пакет документов по присоединению России к ВТО.
3 АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» создано во исполнение поручений Председателя Правительства РФ В. Путина от 17.05.2011 № ВП-П16-3168 (п. 15) и от 27.05.2011 № ВП-П13-3511.
Ключевые дилеммы таможенного регулирования и возможные решения
Проблема |
Вариант выбора |
|
Статус таможни |
Контролирующий орган |
Сервисная служба |
Приоритеты таможни |
Доходы бюджета |
Развитие торговли |
Отношение таможни к бизнесу |
Контрабандисты |
Добросовестные предприниматели |
Ответственность таможни |
Перед обществом |
Перед контролирующими органами (прокуратурой, счетной палатой и т.п.) |
Варианты решений ключевых дилемм | ||
Глобальное решение |
Локальные решения |
|
Смена существующей модели работы таможни (например, выпуск товара в обмен на финансовые гарантии) |
Введение KPI для таможни: не доходы бюджета, а скорость, издержки, процедура прохождения таможни |
|
|
Активное участие бизнеса в изменении таможенного законодательства |
|
|
Развитие института экономического оператора |
|
|
Изменение системы уплаты таможенных платежей |
|
|
Электронное декларирование |
|
|
Введение адекватных мер за нарушение правил таможни |
|
|
Создание системы околотаможенной инфраструктуры |
|
|
Решение проблемы неоправданного исключения таможенных представителей из реестра |
|
к сведению
В подтверждение слов участников конференции о вступлении в силу законодательных норм можно привести недавнее постановление КС РФ от 27.03.2012, вынесенное по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 23 Федерального закона от 15 07.95 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».
Поводом для обращения в КС РФ стали положения Таможенного кодекса Таможенного союза, которые по решению совета ЕврАзЭС применялись уже на следующий день после подписания — с 1 июля 2010 г. В то же время п. 3 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что «законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Федеральный закон от 15 07.95 № 101-ФЗ, закрепляя обязательность официальной публикации вступивших в силу международных договоров, не указывает, что это необходимо и в отношении временно применяемых международных договоров.
В результате отсутствует возможность своевременного доступа к полной и достоверной информации о содержании подобных договоров. А это несовместимо с конституционными обязанностями государства по защите прав и свобод граждан.
Теперь законодателям надлежит в трехмесячный срок установить порядок официального опубликования таких норм. Кроме того, все имеющиеся договоры в указанный срок должны быть официально опубликованы. По истечении названного срока официально не опубликованные международные договоры РФ применению не подлежат.