Депутаты привели в соответствие с международной торговой практикой Закон РФ от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее — Закон)
Устранить препятствия для вступления России во Всемирную торговую организацию — такую цель преследует Федеральный закон от 08.11.2005 № 144-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О таможенном тарифе». Предусмотренные им поправки, вступающие в силу 1 июля 2006 года, должны привести национальное законодательство в соответствие со ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле.
Менять положения Закона депутатам пришлось в связи с тем, что использование различных национальных методик определения таможенной стоимости ввозимых товаров ВТО рассматривает как барьер на пути свободной торговли.
Взаимосвязанные лица
Согласно российскому законодательству к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, применяется таможенный тариф, то есть свод ставок таможенных пошлин. Как правило, пошлины взимаются в процентах к таможенной стоимости ввозимых в нашу страну товаров. Как раз порядок определения таможенной стоимости и меняют принятые поправки.
По общему правилу таможенная стоимость должна определяться по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Если этот метод применить нельзя (такие случаи предусматриваются Законом), она определяется по стоимости сделки с идентичными или однородными товарами. Если и это невозможно, то применяются методы вычитания, сложения или резервный метод.
!С принятием поправок таможенники, решая вопрос о том, какой метод определения таможенной стоимости нужно применять в том или ином случае, должны выяснить, не являются ли продавец и покупатель взаимосвязанными лицами (п. 5 Закона).
Взаимосвязанными лицами называются организации и граждане, отвечающие одному из следующих условий:
✔ одно из этих лиц является сотрудником или руководителем организации, созданной с участием другого лица;
✔ одно из этих лиц прямо или косвенно контролирует другое;
✔ вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо или, наоборот, оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом (например, кто-либо является владельцем или номинальным держателем пяти и более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих этих лиц);
✔ они являются деловыми партнерами (то есть связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут общие расходы и убытки);
✔ они являются работодателем и работником, состоят в браке, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
При этом не считаются взаимозависимыми лица, одно из которых является единственным агентом, дистрибьютором другого лица или единственным пользователем по договору коммерческой концессии (если они не соответствуют ни одному из перечисленных выше условий).
Если будет установлено, что между продавцом и покупателем существует взаимозависимость, таможенный орган должен проверить, повлияла ли она на цену товара. Если нет, то таможенная стоимость товаров будет определяться по стоимости сделки. В противном случае она будет определяться по стоимости сделки с идентичными, однородными товарами и т. д. (п. 1 ст. 12 Закона).
Принципы бухучета
Еще один новый термин, появившийся в Законе, — «общепринятые принципы бухгалтерского учета».
Данные принципы будут учитываться при применении метода сложения (ст. 23 Закона). Этот метод заключается в том, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров за основу принимается их расчетная стоимость. Она вычисляется путем сложения, во-первых, расходов по перевозке, погрузке-выгрузке и страхованию товаров, во-вторых, суммы прибыли, а также коммерческих и управленческих расходов и, в-третьих, расходов на приобретение материалов и производство товаров (подп. 5—7 п. 1 ст. 19.1 Закона).
Сумма расходов на материалы и производство товаров определяется на основании общепринятых принципов бухгалтерского учета, то есть системы правил бухучета, «принятой в установленном порядке в соответствующий период в соответствующей стране».
Дополнительные начисления
Закон дополнен ст. 19.1,согласно которой при определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки к цене товаров должны быть дополнительно начислены:
- расходы на выплату вознаграждений агенту (посреднику), тару и упаковку, которые не были включены в цену;
- стоимость товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене в связи с производством и продажей товаров в РФ (например, стоимость сырья, материалов и комплектующих, которые являются составной частью ввозимых товаров, инструментов, использованных при их производстве, и др.);
- платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к оцениваемым товарам;
- любая часть дохода от последующей продажи или использования товаров, которая причитается продавцу;
- расходы по перевозке товаров до аэропорта или морского порта;
- расходы по погрузке-выгрузке товаров;
- расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.
Дополнительные начисления производятся на основании данных бухгалтерского учета покупателя. Если сведения о перечисленных расходах нельзя подтвердить документально, таможенная стоимость определяется не по стоимости сделки с ввозимыми товарами, а по стоимости сделки с идентичными, однородными товарами и т. д.
В заключение отметим, что раздел V Закона «Определение страны происхождения товара» был признан утратившим силу. Это связано с тем, что с 1 января 2004 года вопросы, связанные с определением страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу, регулируются параграфом 1 главы 6 Таможенного кодекса РФ.