У любой компании имеются финансовые службы. И хотя они выполняют практически одни и те же функции, различия в их деятельности определяются целями и масштабом бизнеса. В зависимости от размера — малый, средний или крупный бизнес — возможны различные типы структур финансовой службы. Рассмотрим их.
Малому предприятию бывает достаточно бухгалтерской службы, во главе которой стоит главный бухгалтер. Управленческий учет часто не ведется или им занимается сам руководитель. Бухгалтерский учет по сути своей ретроспективен, то есть это учет для нужд акционеров, кредиторов и налоговых служб уже свершившихся действий и операций. Управленческий учет обеспечивает информацией менеджеров, управляющих предприятием. Хотя в основу управленческого учета положен бухгалтерский учет, но расшифровки операций и статьи учета затрат для менеджеров носят несколько иной характер, нежели для представления, например, в налоговые органы.
Практика показывает, что с расширением деятельности предприятия и его ростом возникают потребности не только в учете «вчерашнего дня», но и в планировании будущих затрат, грамотном распределении потоков средств, регулировании себестоимости продукции ит.п. Еще 3—4 года назад популярно было повышать главного бухгалтера до финансового директора, вменять ему функцию казначея и требовать правильного бюджетирования деятельности. Под ним же формировали планово-экономический отдел. Время показало, что такая структура не может работать эффективно. Основная причина заключается в том, что главный бухгалтер в одно мгновение не может поменять свое восприятие деятельности компании с учета «прошлого» на планирование «будущего» без соответствующего обучения.
Поэтому в последние два года возрос спрос на финансовых директоров для среднего бизнеса. Передними ставят задачи: планирование и оптимизация денежных потоков, управление себестоимостью, привлечение дополнительных средств. Служба бухгалтерии тоже входит в финансовый блок компании, но как учетная единица, которая собирает всю финансовую информацию со всех подразделений и составляет сводную отчетность компании для налоговых органов и акционеров. Основные функции планово-экономического отдела — это разработка методологии управленческого учета, подготовка бюджетов подразделений, инвестиционные расчеты и экономические оценки, которые составляются по запросам менеджеров. Функцию казначея в среднем бизнесе, как правило, берет на себя сам финансовый директор. Он же формирует бюджет всей компании на следующий учетный период, например год или полугодие.
Сегодня в запросе на поиск финансового директора еще можно встретить требование к его бухгалтерскому опыту, но оно не является решающим критерием. Предпочтения отдаются тем кандидатам, которые имеют опыт успешной работы в должности финансового директора в компании с аналогичным уровнем оборотов и масштабом деятельности. Для этих кандидатов характерно наличие дипломов как по специальности «бухгалтерский учет и аудит», так и «финансы и кредит». Несомненным преимуществом является дополнительный диплом одной из ведущих бизнес-школ.
В крупном бизнесе финансовый департамент дополнен отделами МСФО, казначейства, налогового планирования, финансового анализа и контроля, внутреннего аудита и отдела управления рисками.
Финансовый департамент головной (или управляющей) компании занимается общими вопросами: стратегическим планированием, определением нормы доходности дочерних компаний, подготовкой консолидированной отчетности как российской, так и по международным стандартам, размещением свободных средств холдинга и расчетом общего финансового риска группы.
Для интенсивно растущего бизнеса характерной чертой является повышенный интерес к профессионалам более высокого уровня, т. е. тем, кто имел опыт управления финансами на более крупном предприятии. Однако для этих профессионалов работа в такой компании не является привлекательной, так как является шагом назад. Наибольшую эффективность показывают те финансисты, которые, переходя в компанию аналогичного уровня, «растут» вместе с ней.
Финансово-экономический блок
Исследование «ЭЖ», целью которого было выявление наиболее значимых для успешного бизнеса функций и управленческих инструментов для их реализации, показало, что практически все предприятия имеют одни и те же функциональные подразделения, но по разному определяют их степень важности. Например, бухгалтерия имеется везде, но как наиболее важное подразделение ее выделяют 13% респондентов, вторым и третьим по значимости ее считают соответственно по 11%, последнее место ей отводят около 2%, но большинство (26%) ставят ее на четвертое место.
Среди трех подразделений, входящих в экономический блок, — экономика и планирование, финансовая дирекция, бухгалтерия — лидирует первое. На высшее место по значимости его поставили 22,6% опрошенных руководителей. За приоритет финансовой дирекции проголосовали 15%, бухгалтерия оказалась последней (13%).Если говорить о функциях финансовой дирекции, то все руководители уделяют большое внимание обеспечению ликвидности. Но у ОАО на первом месте стоит оптимизация задолженности, а у ООО — бюджетирование. Это вполне объяснимо, так как инструмент бюджетирования достаточно сложен по взаимному увязыванию интересов всех подразделений.
Функции финансового менеджмента:
- планирование;
- принятие решений в области управления финансовыми потоками компании, фирмы, включая инвестиции.
Стратегический финансовый менеджмент занимается управлением долгосрочными инвестициями и структурой капитала.
Оперативный финансовый менеджмент решает вопросы обеспечения ликвидности.