На конференции в ВШЭ министр финансов Антон Силуанов предложил оригинальный бюджетный маневр для отыскивания денег на реализацию обещания, данного избранным президентом Владимиром Путиным, — сократить финансирование здравоохранения. Через несколько часов министр Минздравсоцразвития Татьяна Голикова почти кричала на публике: «В России... дефицит кадров среднего медицинского персонала — 800 000 человек... Думаю, это те цифры, которые должны нас заставить испугаться». Зря она так подумала.
Для исполнения обещаний В. Путина надо за шесть лет изыскать 5,1 трлн руб., по подсчетам ЦМИ «Сбербанка», или 8% ВВП, по подсчетам Fitch, или в течение шести лет повышать расходы бюджета на 0,5—1,5% ВВП, по мнению ВБ. Сам избранный президент считает, что всего надо 1,5% ВВП, с чем министр финансов с начала марта не спорит.
А. Силуанов заявил, что предложенный в Стратегии-2020 бюджетный маневр (прибавить 4% на развитие, но 2% отнять у оборонного комплекса) не годится: «...этот маневр несколько завышен». Министр предложил свой вариант: «Маневр, на наш взгляд, должен заключаться в том, что эти 1,5% мы должны изыскать внутри бюджета» (цитата по ИНТЕРФАКС-АФИ). А именно «перераспределить расходы в первую очередь за счет перенагруженности нашего бюджетного сектора» (цитата по РИА «Новости»), точнее, снизить расходы на здравоохранение, образование и т.п.
На следующее утро почти истерика случилась с Т. Голиковой, которая вдруг поведала о катастрофе в отечественном здравоохранении, где не хватает неимоверного количества работников. Т. Голикова четко уловила, куда клонит ее коллега. В. Путин до сих пор всегда свои обещания старался исполнять. В статье он посулил повышение зарплат медикам. А министр финансов говорит о сокращении расходов на здравоохранение. Это можно понять только так: зарплаты честно увеличить, но только тем, кто останется после «оптимизации расходов». То есть грядут сокращения.
Все это происходит на фоне рапортов о том, что начинается выпуск нового «калашникова» АК-12. Генштаб попытался было сказать, что оружейники не предлагают ничего нового, но сохранили в АК-12 старые недостатки. Минобороны заявило, что не намерено это закупать. Но вице-премьер Дмитрий Рогозин пресек разговорчики в строю и заявил, что автомат хороший, даже наши требовательные полицейские готовы его покупать.
На самом деле в автомате есть новое — планка Пикатинни, в точности как у натовцев, не просто даже планка Вивера, в которой какие-то важные прорези меньше, что хуже. Очевидно, заставят закупать АК-12, как заставляли до сих пор не мелочиться и приобретать свои танки, пусть устаревших конструкций, пусть по цене дороже более продвинутых немецких, но родные, а не чужие.
Получается, что бюджетный маневр заключается в том, что ради бюджетной экономии можно сократить число медработников, но нельзя трогать оружейников, что бы ни говорили военные. И ради сохранения рабочих мест в стратегическом секторе стоит идти пусть даже на явно неадекватные закупки. Выбор ясен: в пользу оружейников. Частью же медиков можно пожертвовать. Оружейники за заботу благодарны, а медсестры не опасны. К тому же, если посчитать, может, и увольнять никого не придется. Достаточно будет в штатном расписании узаконить то, что и так имеем, и сократить то, что и сейчас не заполнено.