Задачи службы контроллинга затрагивают значительно более широкий круг вопросов, чем задачи, входящие в интересы финансовой службы. Это положение подтвердил осенний симпозиум, организованный некоммерческим партнерством «Объединение контроллеров».
Участники симпозиума и члены НК «Объединение контроллеров» предлагают рассматривать контроллинг с двух точек зрения.
-
Это философия и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе.
-
Контроллинг — ориентированная на достижение целей интегрированная система информационно-аналитической и методической поддержки руководителей по всем функциональным сферам деятельности предприятия.
Контроллер на предприятии отвечает за правильность использования методов и инструментов планирования, анализа и контроля и принятия решений, а также— за прозрачность и наглядность представления достигнутых результатов. Как отметил в своем докладе Сергей Фалько, исполнительный директор НК «Объединение контроллеров», это своего рода навигатор руководителей при достижении целей, внутренний консультант по вопросам экономики, организации и управления для руководителей функциональных направлений, а также системный интегратор бизнес-процессов.
В своем развитии система контроллинга прошла несколько стадий:
- регистрационную;
- учетно-аналитическую;
- внутрифирменную интеграционную;
- координационно-навигационную;
- стратегической навигации;
- оптимизации интересов стейкхолдеров (возмутителей спокойствия) в рамках корпоративного сообщества.
Однако в России и за рубежом, как подчеркивает С. Фалько, контроллинг развивался по-разному.
Его современное состояние в России характеризуется явным уклоном в оперативный контроллинг. Он достаточно хорошо проработан методически и инструментально. Практически все компьютерные программы позволяют осуществлять контроллинг затрат, финансов и показателей эффективности.
Большинство систем контроллинга различных компаний работает в верхней части пирамиды (отражающей базовые компоненты в иерархии их влияния на эффективность деятельности), то есть, по сути, с вторичной информацией.
Много внимания и за рубежом, и в России уделяется планированию и контролю оперативных бюджетов, хотя в этой части резервы роста в долгосрочной перспективе малы, всего 1—3% для условий России и доли процента для экономически развитых стран.
Организация рабочих мест и производственных процессов на принципах научной организации производства, по оценкам экспертов, дает рост интегральных показателей эффективности на 15—30%, управление инновациями — до 50%.
Результаты исследования «Института контроллинга» говорят о существенном различии в значимости функций контроллинга для крупных, средних и малых предприятий.
В крупных компаниях больше внимания — 28% по сравнению со средними 22%— уделяют координации деятельности. Важность информационно-аналитической функции, наоборот, более значима для средних и малых компаний — 46%, для крупных компаний она находится на уровне 29%.
Отличаются и используемые информационные технологии, и их качество. Малые компании предпочитают для решения задач контроллинга MS-Excel, MS-Access. Крупные предприятия —ERP-системы. Надо отдать должное отечественным разработчикам программного обеспечения: их продукты не менее эффективны, чем западные системы, а по стоимости они значительно дешевле иностранных.
Однако, как считают зарубежные исследователи, качество и результат контроллинга все меньше зависят от размера предприятия. Необходимость и целесообразность создания контроллерских служб определяются не размером предприятия, а готовностью руководителя иметь экономико-управленческую поддержку своих решений. И неважно, создана ли самостоятельная структурная единица или задачи контроллинга распределены по функциональным подразделениям.
Определяющую роль играет личность контроллера. На малых и средних предприятиях это, как правило, универсал-умелец, умеющий работать в условиях ограниченных ресурсов.
Функции, которые выполняют контроллеры:
- разработка систем и поддержка процессов планирования и контроля деятельности предприятия;
- организация сбора, измерения, анализа и интерпретации плановых и отчетных данных, а также внешней и внутренней информации;
- структурирование организационных систем и бизнес-процессов;
- координация и интеграция процессов управления в сфере разработок, закупок, логистики, производства, продаж, финансирования;
- обеспечение прозрачности, понятности и объективной интерпретации полученных результатов;
- формирование интегрированной концепции управления и инфраструктуры: рыночно ориентированных организационных структур, систем информационного обеспечения всех функциональных сфер деятельности предприятия.
Развитие контроллинга
В России:
✔ учет затрат;
✔ учет затрат и результатов;
✔ бюджетирование, планирование, управление затратами;
✔ поставка и интерпретация информации для руководства;
✔ координация оперативной деятельности.
За рубежом:
✔ бухгалтерия;
✔ учет затрат;
✔ планирование;
✔бюджетирование;
✔ интегрированный оперативный контроллинг;
✔ стратегический контроллинг.