В целях применения статьи 169 НК РФ:
Налогоплательщик осуществляет реализацию книжной продукции на экспорт. При приобретении данной продукции на территории Российской Федерации поставщики при выставлении счета-фактуры указывают налоговую ставку в размере 18 процентов (данная продукция подлежит налогообложению на территории Российской Федерации по налоговой ставке 10 процентов). Можно ли на основании данного счета-фактуры произвести налоговый вычет?
В соответствии со статьей 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму налога на добавленную стоимость на сумму налога, уплаченную поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Пунктом 2 статьи 169 Кодекса установлено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Подпунктами 7, 8, 10—12 пункта 5 статьи 169 Кодекса установлено, что в счете-фактуре должны быть указаны цена (тариф) за единицу измерения по договору (контракту) без учета налога; стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога; ставка налога; сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок; стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога.
При оформлении счетов-фактур налогоплательщики должны учитывать следующее.В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Кодекса сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154—159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Пунктом 1 статьи 154 Кодекса установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено данной статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Налогообложение операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации производится по налоговым ставкам, установленным соответствующими пунктами статьи 164 Кодекса.
Таким образом, при реализации товаров налогоплательщик при выставлении счета-фактуры должен указать в графе 5 «Стоимость товаров (работ, услуг), всего без налога» — стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога, в графе 7 «Налоговая ставка» — соответствующую налоговую ставку и в графе 8 «Сумма налога» — сумму налога на добавленную стоимость, определенную исходя из применяемых налоговых ставок.
Пунктом 2 статьи 164 Кодекса определен перечень товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению по налоговой ставке 10 процентов, в который, в частности, включены периодические печатные издания, за исключением периодических изданий рекламного или эротического характера, а также книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера. Конкретные виды этой продукции перечислены под соответствующими кодовыми обозначениями в Перечне видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2003 № 41. Так, в частности, в соответствии с названным Перечнем к книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемой при ее реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов, отнесены книги и брошюры, перечисленные в подклассе Общероссийского классификатора продукции под кодовым обозначением 95 3000. При этом на основании пункта 2 примечаний к указанному Перечню соответствие видов продукции, производимой и реализуемой редакциями средств массовой информации, издательствами, издающими организациями и информационными агентствами, продукции, указанной в настоящем Перечне, подтверждается документами (справками), выдаваемыми Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций упразднено и создано Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, которому переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздненного министерства.
В случае, если Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации будет отказано издательству в выдаче указанного подтверждающего документа по конкретной книжной продукции, налогоплательщик не будет иметь права на применение налоговой ставки в размере 10процентов при реализации этой продукции. При реализации такой продукции налогоплательщик будет применять ставку налога 18 процентов.
В том случае если издательством, издающим и реализующим книжную продукцию, не получен подтверждающий документ (справка) о соответствии вида книжной продукции, производимой и реализуемой данным издательством, книжной продукции, указанной в названном Перечне, и данное издательство не имеет отказа в выдаче указанного подтверждающего документа, то это не означает возможность отказа от применения налоговой ставки 10 процентов при реализации данной продукции. В этом случае исчисление налога продавцом должно производиться исходя из налоговой ставки 18 процентов, а в счетах-фактурах, выдаваемых покупателю, должна быть указана налоговая ставка 10 процентов.
Из запроса не следует, что поставщику (издательству) было отказано в выдаче указанного выше подтверждающего документа. Следовательно, при реализации товаров, перечисленных в пункте 2 статьи 164 Кодекса, такой налогоплательщик-поставщик при выставлении счета-фактуры должен был указать в графе 7 «Налоговая ставка» налоговую ставку в размере 10 процентов и в графе 8 «Сумма налога» — сумму налога на добавленную стоимость, определенную исходя из налоговой ставки 10 процентов.
Таким образом, при реализации товаров, подлежащих налогообложению по ставке 10 процентов, в случае указания в счете-фактуре налоговой ставки, не соответствующей размеру налоговой ставки, установленной подпунктом 2 статьи 164 Кодекса, данный счет-фактура является не соответствующим требованиям подпунктов 10 и 11 пункта 5 статьи 169 Кодекса и, следовательно, не может являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 14 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000№ 914 (далее — Правила), счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут регистрироваться в книге покупок.
В соответствии с пунктом 29 Правил исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.
Таким образом, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6статьи 169 Кодекса, не могут регистрироваться в книге покупок до внесения продавцом исправлений, заверенных продавцом (подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя и печатью организации) с указанием даты внесения исправления.
(Письмо ФНС России от 02.06.2005 № 03-4-03/925/28)
В целях применения статьи 170 НК РФ:
Согласно пункту 4 статьи 170 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие как облагаемые налогом, таки освобождаемые от налогообложения операции, ведут раздельный учет сумм налога, предъявленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления этих операций.
В аналогичном порядке ведется раздельный учет сумм налога налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Последним абзацем пункта 4 статьи 170 Кодекса определено, что налогоплательщик имеет право не применять положения настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5процентов общей величины совокупных расходов на производство.
Распространяются ли положения последнего абзаца пункта 4 статьи 170 Кодекса на налогоплательщиков, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, при осуществлении ими операций, облагаемых НДС?
Порядок ведения раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость в случае, когда организация переведена на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, определен пунктом 4 статьи 170 Кодекса.
В соответствии с указанным пунктом Кодекса суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:
✔ учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 170 Кодекса — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
✔ принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 Кодекса — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
✔ принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
В аналогичном порядке ведется раздельный учет сумм налога налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
Налогоплательщик имеет право не применять положения пункта 4 к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг) в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 Кодекса.
При применении последнего абзаца пункта 4 статьи 170 Кодекса следует учитывать, что данное положение распространяется только в отношении налогоплательщиков налога на добавленную стоимость, так как законодательной нормы, позволяющей применение аналогичного порядка налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, главой 21 Кодекса не установлено.
В связи с вышеизложенным положения последнего абзаца пункта 4 статьи 170 Кодекса в отношении лиц, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для отдельныхвидов деятельности, распространить не представляется возможным.
(Письмо ФНС России от 31.05.2005 № 03-1-03/897/8)
Организация планирует приобрести ценные бумаги (акции) на бирже. С целью минимизации риска при осуществлении данных операций приобретает услуги (независимого оценщика, консультационные, юридические). Вправе ли организация принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении данных услуг?
Как следует из вопроса, налогоплательщик приобрел услуги с НДС (независимого оценщика, консультационные, юридические), связанные с приобретением акций (долей, паев).В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае их приобретения (ввоза) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при приобретении услуг (независимого оценщика, консультационных, юридических), связанных с приобретением акций (долей, паев), учитываются в стоимости таких услуг.
Одновременно сообщаем, что на основании пункта 4 статьи 149 Кодекса в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций в порядке, определенном данным пунктом.
При этом согласно пункту 4 статьи 170 Кодекса налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.
(Письмо ФНС России от 03.06.2005 № 03-1-04/931/8)
В целях применения статьи 171 НК РФ:
Подлежат ли вычету суммы налога на добавленную стоимость по расходам на строительство (бурение) разведочной скважины на месторождениях нефти и газа, не принятой к учету в качестве основного средства в связи с ее непродуктивностью?
В соответствии с пунктом 6 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Согласно абзацу первому пункта 5 статьи 172 Кодекса указанные вычеты по работам, выполненным подрядным способом на объектах капитального строительства, и по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком для выполнения строительно-монтажных работ, производятся с момента, указанного в абзаце втором пункта 2 статьи 259 Кодекса, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.
Таким образом, одним из условий для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость при осуществлении организацией капитального строительства является ввод в эксплуатацию объекта и начисление амортизации.
Следовательно, в случае если затраты на строительство (бурение) скважин в учете отражаются как затраты, связанные с капитальным строительством, но построенный объект не принимается к учету в качестве основного средства и на его стоимость не начисляется амортизация, то суммы налога, указанные в пункте 6 статьи 171 Кодекса, к вычету не принимаются.
Кроме того, в соответствии с абзацем вторым пункта 6статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками в соответствии с пунктом 1 статьи 166 Кодекса при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, стоимость которых включается в расходы, принимаемые к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.
Учитывая, что согласно пункту 10 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления является день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством, а указанные скважины на учет в качестве основного средства не принимаются, исчисление сумм налога на добавленную стоимость на выполненные работы не производится и соответственно налоговый вычет, предусмотренный абзацем 2 пункта 6 статьи 171 Кодекса, не применяется.
(Письмо ФНС России от 09.08.2005 № 03-1-03/1354/9)
Подлежат ли восстановлению и уплате в бюджет суммы налога на добавленную стоимость, принятые налогоплательщиком к вычету, при выявлении недостач товаров, выявленных при проведении инвентаризации имущества?
Согласно пункту 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
При этом в соответствии с пунктом 2 этой статьи вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Таким образом, суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 Кодекса по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, но не использованным для указанных операций, должны быть восстановлены и уплачены в бюджет. Стоимость похищенного имущества должна возмещаться за счет виновных лиц с учетом налога на добавленную стоимость.
(Письмо ФНС России от 31.08.2005 № 03-1-04/1528/9)
В целях применения статьи 172 НК РФ:
Вправе ли налогоплательщик предъявить к вычету налог на добавленную стоимость по приобретенному основному средству частями, пропорционально части стоимости основного средства, оплаченной продавцу?
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
✔ товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса;
✔ товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Пунктами 1 статьи 169 и 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату суммы налога на добавленную стоимость, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса, и при наличии соответствующих первичных документов.
Особенности применения налоговых вычетов по приобретенным основным средствам предусмотрены абзацем третьим пункта 1 статьи 172 Кодекса.
В соответствии с указанным абзацем вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и(или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4статьи 171 Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, учитывается на счете 01 «Основные средства».
Согласно пункту 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (зарегистрирован в Минюсте России 28.04.2002, регистрационный №2689), единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, которому присваивается соответствующий инвентарный номер.
Таким образом, при принятии основного средства к бухгалтерскому учету налогоплательщик отражает его на счете 01«Основные средства» как самостоятельный инвентарный объект.
Учитывая вышеизложенное, вычеты сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных продавцом и фактически уплаченных покупателем при приобретении основного средства, принимаемого к бухгалтерскому учету как самостоятельный инвентарный объект, производятся в том налоговом периоде, в котором одновременно выполнены следующие условия: принятие объекта на учет в качестве основного средства; наличие на данный объект счета-фактуры, составленного в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, и полной оплаты предъявленных покупателю сумм налога по данному объекту.
Указанное требование также подтверждается пунктом 9Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914, согласно которому при приобретении основных средств и (или) нематериальных активов регистрация счета-фактуры в книге покупок производится в полном объеме после принятия на учет основных средств и (или) нематериальных активов.
Применение налоговых вычетов долями пропорционально части стоимости основного средства, оплаченной продавцу при соблюдении налогоплательщиком остальных условий, положениями главы 21 Кодекса не предусмотрено.
(Письмо ФНС России от 05.04.2005 № 03-1-03/530/8)
Имеет ли право налогоплательщик принять к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным и оприходованным до 2002 года, а оплаченным в2005 году? Существует ли срок предъявления налогоплательщиком к вычету сумм НДС?
Как следует из вопроса, налогоплательщик приобрел и принял к учету товары до 2002 года, а оплату произвел в 2005 году, т.е. по истечении 3 лет с даты принятия указанных товаров к учету.
Порядок применения налоговых вычетов установлен статьями 171 и 172 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
✔ товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса;
✔ товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Также необходимо учитывать, что согласно пункту 1 статьи172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату суммы налога на добавленную стоимость, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при приобретении им товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, принимаются к вычету только при единовременном выполнении условий, перечисленных в пункте 1 статьи 172 Кодекса.
Учитывая изложенное, налогоплательщик имеет право на вычеты сумм налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), принятым к учету до 2002 года, а оплаченным в 2005 году, в случае если не истек срок исковой давности по договору, в соответствии с которым были приобретены эти товары (работы, услуги).
(Письмо ФНС России от 14.06.2005 № 03-1-03/1008/8)
Возможно ли принять к вычету сумму НДС в доле, приходящейся на остаточную стоимость основных средств (приобретенных до перехода на упрощенную систему налогообложения), в связи с переходом налогоплательщика с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения?
Порядок определения и признания расходов, уменьшающих налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения, в том числе сумм НДС по приобретенным товарам, работам и услугам, установлен статьями 346.16 и346.17 Кодекса.
Вычету подлежат в соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса суммы налога, предъявленные налогоплательщику НДС и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса.
Суммы НДС, предъявленные продавцами по товарам, приобретенным для перепродажи, для производства и(или) реализации, которые до перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения не были отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения, подлежат вычету после перехода на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном статьями 171 и 172 Кодекса, начиная с первого налогового периода.
Однако вычет сумм НДС по основным средствам, перечисленным в подпункте 2 пункта 3 статьи 346.16 Кодекса, в доле, приходящейся на остаточную стоимость основных средств в налоговом учете, после перехода налогоплательщика с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения не производится, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса вычеты сумм НДС, предъявленных налогоплательщику НДС при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств.
(Письмо ФНС России от 19.07.2005 № 03-1-03/1217/13)
Организация приобрела товары (работы, услуги) для осуществления операций, облагаемых НДС, правомерно приняла к вычету суммы НДС, оплаченные поставщикам, а впоследствии использовала их на выполнение СМР для собственного потребления. Каким образом следует восстанавливать суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, и на основании каких документов в последующем (при начислении амортизации в налоговом учете по законченному строительством объекту) возможно принять к вычету восстановленные суммы НДС?
В соответствии с пунктом 7 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (с изменениями от 15 марта 2001 г., 27 июля 2002 г., 16 февраля 2004 г.) (далее — Постановление), покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.
Согласно пункту 8 Правил счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты (в том числе за наличный расчет) и принятия на учет приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Письмом МНС России от 30.07.2004 № 03-1-08/1711/15, согласованным с Минфином России, суммы налога, ранее предъявленные к вычету по товарам, переданным для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в момент их передачи на строительство. При последующем принятии к вычету сумм налога, предъявленных поставщиками по этим товарам (работам, услугам), в соответствии с порядком, установленным пунктом 6 статьи 171 и пунктом 5 статьи 172 Кодекса, налогоплательщик должен предъявить счета-фактуры, выставленные поставщиками (т.е. те счета-фактуры, на основании которых налогоплательщик заявил первоначальный налоговый вычет по приобретенным товарам).
Учитывая изложенное, для подтверждения правомерности предъявления к вычету сумм налога на добавленную стоимость по товарам, использованным на строительство объекта, налогоплательщик должен подтвердить факт восстановления сумм налога, ранее принятых к вычету, на основании счетов-фактур, выставленных поставщиками по приобретенным товарам.
(Письмо ФНС России от 10.08.2005 № 03-1-03/1360/9)
Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, при ввозе оборудования на таможенную территорию Российской Федерации уплатила налог на добавленную стоимость в установленном порядке. С 1 января 2005 года данная организация переходит на общий режим налогообложения. Монтаж оборудования и ввод его в эксплуатацию будут производиться в 2005 году. Имеет ли право организация в данном случае принять к вычету налог на добавленную стоимость, уплаченный на таможне при ввозе оборудования на территорию Российской Федерации?
В соответствии со статьей 346.11 Кодекса организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии со статьей 172 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на таможенную территорию Российской Федерации при наличии соответствующих документов, служащих основанием для вычета сумм налога, после принятия на учет указанных товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов.
Исходя из изложенного организация, перейдя на общий режим налогообложения, вправе при соблюдении всех вышеперечисленных условий принять к вычету налог на добавленную стоимость, уплаченный при ввозе оборудования, если такие суммы налога в период применения организацией упрощенной системы налогообложения не были отнесены ею к числу расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения.
(Письмо ФНС России от 18.05.2005 № 03-4-03/827/28)
*Окончание. Начало см. в № 48—50 «ЭЖ Досье».