Зима в ЖКХ сохраняется вопреки смене времен года

| статьи | печать

Министерство регионального развития РФ завершило прием предложений и экспертных заключений по проектам двух документов, призванных установить понятные и прозрачные правила поведения на рынке услуг и работ в жилищной и коммунальной сферах.

Федеральное ведомство, видимо, спешит внести в правительство Минимальный перечень необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и порядок их оказания и выполнения, а также Стандарты и правила по управлению многоквартирными домами. Оба документа согласно жилищному законодательству утверждаются кабинетом министров.

Где паровоз и где состав?

Прекращение возможности высказаться на сайте Минрегиона участники Всероссийского практического семинара «Государственная политика в области тарифного регулирования и реформирования организаций ЖКХ» с лихвой восполнили в начале апреля в ходе двухдневных дискуссий в Москве, организованных ТПП РФ и компанией «Открытый диалог». Почти все выступавшие говорили, что новшества запоздали на много лет. Например, эксперты ЗАО «Центр муниципальной экономики» заявили, что зима в отрасли задержалась надолго. Совсем как в природе нынешней весной в Москве и ее окрестностях.

Практики и специалисты ЖКХ вместе с аналитиками из года в год говорят о принятии стандартов оказания услуг населению, перечня работ по содержанию жилого фонда, о коррекции утвержденных в 2006 г. нормативов потребления коммунальных услуг. Но только в конце марта появились уточненные Правила установления и определения таких нормативов (постановление Правительства РФ от 28.03.2012 № 258).

Ответственный за дела в жилищной и коммунальной сферах Минрегион — это паровоз позади состава, считают практики из регионов Южного Урала. Так они оценили министерство в беседе с корреспондентом «ЭЖ». Такому толкачу не важно, сколько впереди вагонов, лишь бы сдвинуть их с места. Ему все равно, кто стрелки на путях переводит, авось не мимо рельсов. Такой паровоз никогда не наберет ход, ему уютно на тупиковых путях.

Приватизированный воздух

«Вы думаете, что квартиру приватизировали? — спросили журналиста собеседники. — Как бы не так. Воздух вы приватизировали, а не квадратные метры». По их убеждению, прежде чем затевать бесплатную передачу квартир в собственность квартиросъемщикам, надо было обеспечить их правилами пользования приватизированным жильем. Вторым шагом, считают специалисты из Оренбургской и Челябинской областей, должно было стать принятие правил пользования общей собственностью в многоквартирном доме с определением нормативов оплаты за пользование общей недвижимостью. Наконец, реформу в отрасли, вначале принадлежавшей хозяйствующим субъектам, потом местным властям, следовало начинать с определения сумм затрат, сроков исполнения, исполнителей, доли ответственности бизнеса, муниципалитета, собственника.

Только в последние два года наметились подвижки в нужном направлении, считает профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, д.э.н. Людмила Пронина. Тем не менее начавшееся разграничение полномочий между разными уровнями публичной власти вновь грозит повернуть на рельсы централизации в сфере тарифного регулирования в ЖКХ. Одной из основных причин такой опасности является сложность процедуры передачи муниципалитетам региональных полномочий. По каждому полномочию надо принимать отдельный закон, и каждое переданное полномочие должно быть финансово обеспечено. А это и деньги, и время. Между тем половина расходов более 22 000 муниципальных образований приходится на содержание и поддержку предприятий жилищно-коммунального комплекса независимо от формы их собственности.

Как регулировать тарифы безденежным органам местного самоуправления, чтобы и бизнес не отпугнуть, и бюджеты не тратить, и населению создать комфорт? И кто вообще может сказать, насколько платежеспособен местный люд? Вот и не приживаются в отрасли принципы концессионных соглашений — бизнесу ни к чему риск, растянутый на долгие годы.

Возможно, ситуация изменится с принятием федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2013—2015 гг.», разрабатываемой Минрегионом и Минэкономразвития (распоряжение Правительства РФ от 22.08.2011 № 1493-р). Только бы она не стала способом борьбы за привлечение в отрасль 375 млрд руб. заемных средств на уменьшение на 9% за три года «потерь коммунальных ресурсов в системах тепло- и водоснабжения, водоотведения» и снижение на те же 9% в те же сроки количества «аварий и инцидентов при производстве, транспортировке и распределении коммунальных услуг».

к сведению

Минимальный перечень услуг в многоквартирном доме

1. Устранение аварий в соответствии с предельными сроками устранения недостатков (сетей электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и отопления).

2. Содержание аварийно-диспетчерской службы.

3. Хранение и ведение технической документации по многоквартирным домам.

4. Заключение договоров на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества с подрядными организациями, осуществление контроля качества выполненных работ.

5. Заключение договоров на холодное и горячее водоснабжение, отопление, водоотведение.

6. Осуществление контроля качества коммунальных услуг.

7. Подготовка предложений о проведении капитального ремонта в многоквартирных домах, подготовка предложений о плановых работах.

8. Начисление и сбор платы за содержание и ремонт общего имущества, коммунальные услуги, выдача справок.

9. Взыскание задолженности по оплате услуг.

10. Осуществление учета потребителей услуг и работ в многоквартирном доме.

11. Информационные услуги для собственников, потребителей услуг и работ, обязательные для исполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник: сайт Министерства регионального развития РФ

мнения

Вероника Межецкая, заместитель генерального директора Центра муниципальной экономики

Наконец-то появится базовая методика по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном жилом доме. При отсутствии таковой мы три года назад подготовили свой вариант рекомендаций, к сожалению не востребованный, хотя и одобренный специалистами.

Теперь Методические рекомендации по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в шестимесячный срок после принятия правительственного постановления подготовит Министерство регионального развития совместно с Министерством экономического развития, Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Такая обязанность прописана в проекте правительственного постановления об утверждении перечня услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка оказания услуг и выполнения работ.

Реформу в отрасли надо было начинать с такого базового документа. Но еще предстоит оценить и установить базовую стоимость общего имущества в многоквартирном доме. А нормативов определения пока нет. Но начало положено, и это вселяет оптимизм.

Андрей Широков, председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, профессор, д.ю.н.

В Министерстве регионального развития, похоже, перепутали управление с регулированием и продолжают руководить рынком. Разве можно за пять дней выработать консолидированную точку зрения бизнеса по принципиальным вопросам огромной сферы взаимоотношений между разными собственниками, между множеством поставщиков и потребителей?! Я заседание комитета не смог созвать.

Формально Минрегион выполнил требование о публичном обсуждении проектов, а по сути опять намечается принятие документов без учета мнения рынка и его участников — крупного, среднего и малого бизнеса. А ведь речь идет об управлении недвижимостью — это не винты и клапаны закручивать. Принимая необходимые рынку правила игры, надо еще внести изменения и дополнения в основополагающий документ — Жилищный кодекс.

Ничего не остается, как снова ломать бюрократические преграды на других публичных площадках, на парламентских и прочих общественных слушаниях. Не привыкать. И без помощи деловых СМИ не обойтись. Спасибо им за поддержку!