По оценке специалистов Федеральной антимонопольной службы, доходы госбюджета от штрафов, которые взимает их ведомство, в 2005 году возрастут больше, чем в семь раз.
На недавно прошедшей пресс-конференции руководитель ФАС России Игорь Артемьев рассказал журналистам о том, как его ведомство борется в суде с нарушителями законодательства о конкуренции.
Приведенные им данные статистики свидетельствуют, что спорить в суде с представителями ФАС России — задача не из легких. Организации, которые оспаривают в суде акты, изданные этой службой, проигрывают около 80 процентов дел. При этом судиться с органами ФАС России стремятся немногие: жалобы подаются только на 15 процентов предписаний, вынесенных борцами с монополизмом.
Как пояснил И. Артемьев, обжалуются в основном предписания, вынесенные его подчиненными по поводу нарушений, за которые грозят значительные штрафы. В таких случаях действительно есть из-за чего судиться, ведь если раньше суммы штрафов зачастую выглядели просто смешно на фоне прибыли, полученной от нарушений, то сейчас в связи с изменениями законодательства такие суммы могут достигать 200 тыс. рублей. Как заявил руководитель ФАС, это вполне соответствует практике, сложившейся в европейских странах, где существуют штрафы размером в десятки миллионов долларов.
ФАС против министерств и ведомств
Сотрудники ФАС борются не только с недобросовестными коммерсантами. В нашей стране вряд ли найдется регион, к законодательству которого у этого ведомства не было претензий. Немало нарушений совершают и федеральные органы власти.
Одно из наиболее частых— нарушение Закона РФ от22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» — заключение антиконкурентных соглашений между государственными структурами и хозяйствующими субъектами. В результате отдельные частные компании ставятся чиновниками в привилегированное положение.
Один из последних примеров подобных соглашений: Министерство обороны РФ предоставило ЗАО «Военно-мемориальная компания» фактически монопольное право на оказание ритуальных услуг, связанных с захоронением военнослужащих. И хотя в данном случае представители антимонопольной службы сумели доказать в суде незаконность действий Минобороны, по признанию И. Артемьева, тяжелее всего юристам ФАС даются тяжбы именно с федеральными чиновниками и региональными властями. Очевидно, поэтому статистика говорит о том, что число антиконкурентных действий государственных органов в последние годы растет.
Доходы нарушителя —в бюджет
Разумеется, нарушают законодательство о конкуренции и частные компании.
Таким нарушителям теперь грозят не только штрафы. С прошлого года органам ФАС России удалось заставить работать до тех пор не применявшуюся норму закона о взыскании в доход государства незаконно полученных монополистами прибылей. Если раньше эти требования антимонопольного ведомства судебная власть отклоняла, то сейчас ее позиция изменилась и уже есть прецеденты, когда нарушителям приходилось отдавать свои доходы в госбюджет.
Поэтому не приходится удивляться тому, что если в 2004 году государство в результате наложения на нарушителей штрафов и взыскания незаконной прибыли получило 29,8 млн рублей, то в этом году, как полагают работники ФАС, этот показатель увеличится до 224,5 млн рублей.
В заключение отметим, что должностным лицами коммерсантам, которые не хотят вызвать претензии со стороны ФАС России, в скором времени, вероятно, придется штудировать новые разъяснения антимонопольного законодательства. Дело в том, что руководство антимонопольного ведомства собирается обращаться в Высший Арбитражный Суд РФ с просьбой обобщить практику применения арбитражными судьями Закона РФ от 22.03.91 № 948-1.