Компании часто используют такой вид рекламы, как видеоролики с сюжетами, в красках описывающими достоинства продвигаемого продукта (например, автомобилей). Такие ролики транслируют по телевидению и в виде баннеров в Интернете, на специальных телеэкранах в супермаркетах и на улице. Между тем у бухгалтеров нередко возникают вопросы, связанные с учетом расходов на создание или приобретение самого ролика по лицензионному договору. Именно этим спорным моментам и посвящена наша статья.
Что такое ролик
Рекламный видеоролик — это аудиовизуальное произведение, признаваемое результатом интеллектуальной деятельности и объектом авторских прав (подп. 1 п. 1 ст. 1225 и п. 1 ст. 1259 ГК РФ). По общему правилу приобрести авторские права на аудиовизуальное произведение можно только по договору об отчуждении исключительных прав (ст. 1234 и 1285 ГК РФ). В случае когда заключается лицензионный договор, обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) только право использования такого результата или средства в предусмотренных договором пределах (ст. 1235 и 1286 ГК РФ). Заключение лицензионного договора не влечет переход исключительного права к лицензиату. При этом в случае, когда это прямо предусмотрено договором, сама лицензия может быть исключительной — без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам в период действия договора (ст. 1236 ГК РФ).
Таким образом, приобрести исключительные права на рекламный видеоролик можно лишь по договору об отчуждении права, а в случае, когда заключен лицензионный договор, речь идет о приобретении только права пользования исключительными правами.
Нематериального актива не будет
Так как при заключении лицензионного договора приобретается только право пользования, то в налоговом учете нематериального актива (НМА) не возникает. Ведь объект признается НМА при единовременном выполнении ряда условий. В частности, НМА признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд в течение более чем 12 месяцев. Кроме того, объект, признаваемый нематериальным активом, должен приносить организации экономические выгоды (доход), а бухгалтер должен располагать надлежаще оформленными документами, подтверждающими существование самого НМА и (или) исключительного права налогоплательщика на него (п. 3 ст. 257 НК РФ).
Следовательно, для того чтобы признать в целях налогообложения прибыли в качестве НМА рекламный видеоролик, компания должна обладать исключительным правом на него. Если исключительных прав на видеоролик у налогоплательщика нет, то, значит, и нет оснований учитывать такой ролик в качестве НМА.
Теперь разберемся с вопросом, касающимся списания в налоговом учете расходов на приобретение (создание) ролика.
Ищем статью расхода
Прежде всего компании нужно решить, являются ли произведенные расходы рекламой в целях главы 25 НК РФ, а кроме того, связаны ли они с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода. Поэтому в первую очередь нужно обратиться к положениям Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ
«О рекламе» (далее – Закон № 38-ФЗ). Исходя из положений Закона № 38-ФЗ, рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица или товара, его изготовитель или продавец, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 1 и 2 ст. 3 Закона № 38-ФЗ). Поэтому, например, видеоролик, рассказывающий об автомобиле как объекте рекламирования, продвижение которого на рынке осуществляет рекламодатель — дилерский центр, безусловно, является рекламой.
Расходы на рекламу, в частности, производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ) с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ. Такие расходы при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ можно признать полностью на дату расчетов, согласованную сторонами в заключенном договоре, или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо на последний день отчетного (налогового) периода (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). То есть списать стоимость ролика на текущие расходы можно одномоментно, что подтверждается, например, письмом Минфина России от 31.10.2011 № 03-03-06/1/703. На наш взгляд, в случае, когда такой рекламный ролик используется в течение нескольких отчетных периодов, компании во избежание налоговых споров целесообразно самостоятельно распределить расходы между отчетными периодами с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Варианты списания
Расходы на создание рекламного ролика могут нормироваться. По этому вопросу есть две точки зрения. Одна из них предполагает, что такие расходы нормируются в любом случае. Согласно другой — необходимость нормирования расходов на создание (приобретение) ролика возникает только тогда, когда нормируемыми признаются расходы на его демонстрацию.
Расходы на покупку ролика нормируются всегда
К ненормируемым отнесены расходы, поименованные в абз. 2—4 п. 4 ст. 264 НК РФ. Это затраты на рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети, расходы на световую и иную наружную рекламу, на участие в выставках, ярмарках, экспозициях и некоторые другие. Перечисленные в этом перечне расходы учитываются при расчете налога на прибыль в размере фактически потраченных на их осуществление денежных средств. Все остальные затраты рекламного характера учитываются в составе прочих расходов в размере, не превышающем 1% выручки от реализации товаров, работ или услуг.
Как видим, расходы на приобретение (создание) рекламного ролика не упомянуты в списке ненормируемых рекламных расходов. Отсюда следует, что расходы на создание (приобретение) ролика учитываются в пределах установленного лимита. Аналогичный вывод можно сделать и из письма Минфина России от 28.10.2008 № 03-03-06/1/608.
Решив следовать такой позиции, не забудьте: в случае, когда в периоде принятия ролика к учету его стоимость не уложилась в норматив, это не означает, что в дальнейшем сверхлимитную стоимость ролика нельзя будет учесть в налоговых расходах. Если по итогам последующих отчетных периодов расходы на ролик уложатся в однопроцентный лимит, они могут быть учтены при расчете налога на прибыль.
Взаимосвязь покупки и проката
Другая позиция заключается в том, что расходы на создание (приобретение) рекламного видеоролика учитываются не сами по себе, а в зависимости от того, каким способом размещена реклама. То есть в случае, когда ролик размещен способом, который предполагает возможность учета затрат на его демонстрацию (показ) в полном объеме, например при трансляции по телевидению, расходы на создание (приобретение) ролика нормироваться не будут. Если же способ демонстрации ролика не упомянут в абз. 2—4 ст. 264 НК РФ, то и расходы на показ, и деньги, потраченные непосредственно на создание (приобретение) рекламного ролика, можно учесть только в пределах установленного лимита.
Такой подход также находит подтверждение в некоторых разъяснениях контролирующих органов. Так, в письме Минфина России от 11.02.2009 № 03-03-06/1/51 сделан следующий вывод: затраты по созданию рекламного видеоролика, размещенного в электронном периодическом издании на транспорте, которое принадлежит рекламному СМИ, относятся к расходам на рекламу через СМИ. Такие расходы при наличии подтверждающих документов учитываются без ограничений. Московские налоговики в письме от 15.09.2003 № 26-12/51408 тоже пришли к выводу, что расходы на приобретение ролика, который демонстрируется на телевидении, относятся к ненормируемым. При следовании такой позиции может возникнуть ситуация, когда расходы на создание (приобретение) рекламного ролика потребуется поделить на нормируемые и ненормируемые, если реклама размещается разными способами. Тогда компании потребуется заранее определить, в каких масштабах ролик будет использоваться в рекламных мероприятиях. Сделать это нетрудно, если у компании уже заключены договоры на размещение рекламы и известно, сколько трансляций ролика предполагается, например, на телевидении, а сколько — на специальных телеэкранах в супермаркетах. Бухгалтеру в таком случае остается только разработать пропорцию, основанную, к примеру, на предполагаемом количестве демонстраций видеоролика, закрепленном в договорах. При этом не лишним будет впоследствии проверить по документам, подтверждающим исполнение договорных обязательств, что не произошло никаких изменений, оказавших влияние на количество демонстраций (или на сумму оплаты по договору). Ведь в таком случае пропорция может измениться, а тогда, возможно, потребуется и корректировка обязательств по налогу на прибыль.